Согласно документу, все фильмы и сериалы в онлайн-кинотеатрах должны будут иметь прокатное удостоверение (ПУ), как и в традиционных кинозалах. Особое внимание уделяется содержанию продукции — теперь основанием для отказа в выдаче прокатного удостоверения станет наличие материалов, отрицающих или дискредитирующих традиционные российские духовно-нравственные ценности.
Законопроект также расширяет полномочия Министерства культуры. Так, ведомство в одностороннем порядке сможет вносить изменения в выданные прокатные удостоверения при изменении законодательства, без необходимости ждать обращения правообладателей.
Кинопродюсер Акопов Николай отмечает, законопроект устраняет существовавший правовой пробел.
«Раньше стриминги находились в серой зоне, показывая фильмы без ПУ, если они не выходили в кинотеатрах. Теперь все платформы — и онлайн, и офлайн — будут работать по единым правилам», - подчеркивает спикер.
Член комитета Госдумы по информационной политике Антон Немкин добавляет, документом устанавливаются четкие критерии для всей кинопродукции, однако цензурой это назвать нельзя. Речь о создании единых и прозрачных правил для медиарынка.
Для стриминговых платформ изменения означают:
- Необходимость оформлять ПУ для всего контента, включая сериалы
- Увеличение бюрократической нагрузки (подготовка договоров, сопроводительных документов)
- Особые сложности с иностранным и независимым кино
Риски и преимущества
Положительные стороны:
- повышение прозрачности рынка;
- защита детской аудитории от вредного контента;
- упорядочивание правоотношений в отрасли.
Потенциальные проблемы:
- избыточная цензура;
- возможный рост нелегального контента;
- организационные сложности при массовом оформлении удостоверения;
«Какие именно сериалы и фильмы попадут в «черный список» Минкульта и останутся вне закона, заранее предугадать сложно. Предположу, что это будут фильмы с обилием сцен насилия и картины с идеями, противоречащими семейным ценностям, как и гласит закон», - говорит Мария Ламар.
«Главное, чтобы прокатные удостоверения не стали инструментом давления, а остались техническим регламентом. Все зависит от того, как закон будут применять на практике», - добавляет Акопов Николай.
Профессиональное сообщество сходится во мнении, что успех реформы будет зависеть от нахождения баланса между защитой ценностей и сохранением здоровой конкурентной среды в индустрии.
На абордаж
Исследование компании F6 (ранее известной как Group-IB), с которым ознакомился «Коммерсант», посвящено росту активности интернет-пиратов, занимающихся незаконной трансляцией новинок кинопроката. Так, доля фильмов, появляющихся в «серых» базах к моменту их выхода в кинотеатрах, увеличилась на 5% в годовом сопоставлении (январь–май) и на 21% по сравнению с 2023 годом. В настоящее время в России 51% премьер оказывается в открытом доступе незаконно.
Как отмечают в F6, пираты проявляют интерес как к российским, так и к зарубежным новинкам. При этом доля иностранных фильмов, попадающих в сеть, в восемь раз выше, чем отечественных.
В холдинге «МТС Медиа» называют видеопиратство серьезной угрозой для легальных платформ. Одной из причин роста копий фильмов в Сети там считают увеличение числа онлайн-кинотеатров и эксклюзивного контента. После ухода крупных зарубежных студий легальные поставки иностранного кино в Россию резко сократились, из-за чего онлайн-кинотеатры сталкиваются с дефицитом.
«Пираты расширяют свои каталоги, повышая привлекательность ресурсов для зрителей. При этом низкокачественные копии уже не пользуются спросом, а украсть контент в HD-формате технически сложно, поэтому основные утечки происходят с легальных платформ уже после кинопремьер», — поясняют в компании.
Заместитель гендиректора «Газпром-Медиа Холдинга» Юлия Голубева связывает рост пиратских утечек с недостаточной ответственностью за нарушение авторских прав и ограниченным действием антипиратского меморандума. В холдинге опасаются, что последствиями могут стать падение кассовых сборов и рост затрат на защиту контента.
По словам Дмитрия Колесова из J’son & Partners, основную долю на пиратских платформах занимают переведенные на русский язык копии фильмов, которые показывают, например, в Казахстане. Российский контент тоже востребован, но из-за эффективности антипиратского меморандума его распространение контролируется строже.
«Иностранные премьеры дополнительно не регулируются, что делает их легкой добычей для пиратов», — отмечает эксперт.
«Ксива» на прокат
«Это было вопросом времени, и большинство правообладателей были готовы к такому развитию событий. Что касается сериалов, скорее всего, они тоже будут получать прокатные удостоверения по тем же правилам, что и полнометражные фильмы», – рассказывает «Сфере» директор ООО «Невидимка», эксперт по антикризисному пиару и управлению репутацией Петр Сухоруких.
По его словам, оформление и национального, и прокатного удостоверения всегда проходило быстро и без бюрократии, поэтому опасения здесь излишни.
Получить ПУ может правообладатель фильма, неважно, физическое или юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или дистрибьютор, в том числе иностранный. Подача заявки стоит 3500 рублей.
Необходим базовый пакет документов: сведения о фильме, творческом составе, хронометраже, жанре, а также монтажный лист (подробное текстовое описание сцен и диалогов). Все данные подаются в Министерство культуры или Госфильмофонд. Главное, чтобы фильм не содержал прямых призывов к насилию, экстремизма, дискредитации власти или армии, не нарушал закон в части идеологии.
«Но на практике требования не настолько жесткие, как может показаться по заголовкам в СМИ. В целом, законопроект не создает реальных трудностей для киноотрасли, а лишь систематизирует действующий порядок», – заключил Петр Сухоруких.
Критика законопроекта
Переходный период адаптации, предварительным данным, составит три года. В этот срок кинотеатры и стриминговые сервисы должны будут пересмотреть свои библиотеки, выявить контент с «проблемными» сценами и отправить его на переоформление в Минкульт.
Особое внимание уделяется фильмам с ЛГБТ-тематикой*, а также сценам, дискредитирующим традиционные ценности. После завершения переходного периода за демонстрацию такого контента будут предусмотрены штрафы или приостановка деятельности. Для нового кино получение прокатного удостоверения станет обязательным условием перед выпуском, при этом Минкульт получает право требовать правок «нежелательных» сцен. Окончательные критерии оценки фильмов определит специальная комиссия при ведомстве, в состав которой войдут профессионалы киноиндустрии.
В пресс-службе «Кинопоиска» обращают внимание на то, что действующая с 1996 года система по оформлению ПУ для офлайн-кинотеатров устарела: документы подаются в бумажном виде, фильмы передаются на флешках, а процесс согласования может занимать недели.
«Она рассчитана на 500 фильмов в год в кинотеатрах, но не подходит для стримингов, где контент исчисляется тысячами», — пояснили в сервисе.
Онлайн-кинотеатры и так регулируются законами об информации и защите детей. Новые требования создадут двойное регулирование и усугубят неравную конкуренцию с другими интернет-платформами, добавляют в «Кинопоиске».
Согласно действующей редакции законопроекта, требование о прокатных удостоверениях будет применяться ко всему контенту вне зависимости от даты его выпуска. При этом сегодня лишь небольшая часть контента в каталогах стримингов имеет прокатные удостоверения - в основном это фильмы, выходившие в кинотеатрах. Если требование станет обязательным для всего, зрители мгновенно потеряют доступ к сотням тысяч легальных фильмов и сериалов, включая российские проекты. Кроме того, представители сервиса прогнозируют значительные задержки при выходе нового контента на легальных платформах.
«Пиратские ресурсы при этом сохранят все свои преимущества - скорость публикации и полные каталоги», — добавляют в компании.
Представители онлайн-кинотеатра Okko также выступили против законопроекта, назвав механизм избыточным. Отрасль опасается, что новые требования приведут к удорожанию услуг и оттоку зрителей.
*признано экстремистским в РФ.
Изображение создано Freepik, www.freepik.com