Без кино и музыки: ждать ли в России расцвета пиратства

Первой заявила, что приостанавливает выпуск своих фильмов в России, компания Walt Disney Pictures. Вскоре к ней присоединились другие крупнейшие голливудские студии. Досталось и музыке — об уходе с российского рынка друг за другом объявили представители мировых звукозаписывающих лейблов, а также крупнейшие стриминговые площадки, где можно было легально прослушать и купить релизы любимых музыкантов или новинки кинематографа. «Сфера» вместе с экспертами разбиралась, ждать ли в такой ситуации очередной волны пиратства на территории России.
Время прочтения: 6 минут

Фильмы закончились

Пиратский рынок поднял голову еще во время пандемии коронавируса. Закрытые на карантине в квартирах россияне искали способы, как посмотреть премьеры, если кинотеатры временно не работают. На помощь приходили поисковики и торренты со стандартным запросом «Скачать бесплатно, без регистрации». Тогда, весной 2020 года аналитики из британской компании MUSO заметили, что нелегальным контентом заинтересовались во всем мире.

Россия в антирейтинге оказалась на втором месте. Первыми в потреблении пиратской музыки и фильмов стали американцы. Третье место занимала Индия. Нетрудно сделать предположение о статистике в 2022 году, когда кинотеатры хоть и не закрывались, но ответить потребностям зрителя больше не могут. После пандемии кинопрокатчики вновь всерьез оказались под угрозой закрытия, и чтобы хоть как-то удержаться на плаву, они предлагают российскому зрителю повторный прокат и классику советского кинематографа. При этом доля сборов голливудского кино в российском прокате – около 70%, а репертуар состоял из него на 80%.

Первой студией, заморозившей проекты, стала Disney. С 10 марта на неопределенный срок была перенесена премьера мультфильма Pixar «Я краснею». В мае и июне также отменены блокбастер Marvel «Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия» и спин-офф «Истории игрушек» о Баззе Лайтере. Затем об отказе транслировать свои проекты в России заявила Warner. Россияне не увидели один из самых ожидаемых фильмов года «Бэтмен», а также третью часть популярной франшизы «Фантастические твари». Вскоре и студия Sony заявила, что не будет выпускать в конце марта картину «Морбиус» с Джаредом Лето.

В конце марта Член Ассоциации владельцев кинотеатров (АВК), глава российского представительства корпорации Сomscore Роман Исаев заявил, что до половины кинотеатров в России может закрыться к лету в случае отсутствия мер поддержки со стороны государства. После отмены голливудских премьер во многих российских кинотеатрах запустили в прокат картины «Брат» и «Брат-2». В некоторых афишах можно встретить «Служебный роман», «Жмурки», «Салют-7», «Мне не больно».

Привлечь зрителя пытаются по-разному. Некоторые кинопрокатчики объявили о заморозке цен на билеты, другие вовлекают в работу блогеров, показывая их эксклюзивные видео перед сеансом.  

Расцвет пиратства?

Несмотря на изощрённые маркетинговые методы кинотеатров, большинство россиян прибегнет к наиболее доступному и простому способу увидеть долгожданный фильм — скачают его из интернета.  

По словам адвоката, специалиста в сфере интеллектуальной собственности Александра Станишевского, пиратство характерно для современной России. Любой англоговорящий россиянин, любящий смотреть американские сериалы в оригинале, знает, что искомое он найдет скорее на пространстве русскоязычного интернета, нежели на англоязычных сайтах. Поэтому, если говорить о пиратстве в сфере кинематографа, то оно неизбежно расцветет, так как к нему примкнут те, кто более не имеет возможности оплатить подписку на Netflix и иные зарубежные стриминговые сервисы, уверен адвокат.

Сейчас в России, как и во всех странах, где действует Бернская конвенция — соглашение, которое регулирует права авторов и правообладателей контента, права на произведения искусства охраняются законом. Автор в России, который видит нарушение своих прав, может обратиться к площадке, где незаконно размещено произведение, или в суд, чтобы устранить нарушение и получить компенсацию до 5 млн рублей.

«Россия до сих пор является участником Бернской, Женевской конвенций и других соглашений, которые регулируют авторские права на мировой арене. Поэтому авторы остаются авторами и обладают всеми правами на территории 179 стран. Никто, кроме авторов или правообладателей, не может получить права на произведения, даже если они ушли с рынка какой-то страны», — отмечает основатель IT сервиса международной защиты авторских прав ireg.pro, доктор юридических наук, эксперт по международной защите инноваций Галина Добрякова.

Однако известно, что никто, кроме авторов и правообладателей не может обратиться с претензией или исковым требованием к пиратам и пиратским площадкам. Защита авторских прав — дело автора и автор должен быть заинтересован в блокировке пиратов. Если автор или правообладатель не предъявляет претензий к нарушителям, никто не вправе и не будет делать это за него. Поэтому пока сами авторы, лейблы, киноконцерны не предъявляют требования и не просят заблокировать незаконно размещенный контент, он будет оставаться в доступе.

Соответственно, те правообладатели, которые остались работать на территории РФ, продолжают бороться за свои права и в отношении их произведений ничего не изменилось. «Россия не стала Тортугой, запросы по блокировке пиратского контента на территории РФ прекрасно обрабатываются и те, кто хочет блокировать незаконно размещенные объекты, делают это. В практике IREG за март и апрель мы не видим каких-то изменений в обработке нарушений авторских прав. Если сервис находит нарушения наших клиентов, не важно, это карточки товаров на маркетплейсах, стихи, курсы, песни или что угодно еще, система автоматически рассылает претензии администрациям маркетплейсов, соцсетей, хостингов и контент блокируется. Правообладатели обращаются в суды и получают компенсации. То есть, все законы и соглашения в России продолжают работать», — объясняет Галина Добрякова.

Другое дело, что, если правообладатели ушли с российского рынка, они просто не обращаются за блокировками. Не выходят в суды. А если нет обращений, то и контент продолжает оставаться в открытом доступе. Когда эти правообладатели вернутся в Россию и обратятся за компенсациями, суды будут действовать по закону.

Музыка через Telegram

В начале марта шведский сервис Spotify для легального скачивания музыки сперва лишил россиян возможности продления премиум-подписки, а спустя месяц разослал пользователям email-предупреждения об уходе из России. Купить альбомы любимых музыкантов больше невозможно через французский сервис Deezer и, пожалуй, самый популярный Apple Music. Пока на рынке остается онлайн-платформа и сайт для распространения музыкальных ремиксов Soundcloud, но сколько он продержится неясно. Конечно, российская музыка по-прежнему легально доступна на «Яндекс.Музыке», BOOM и «ВКонтакте», «СберЗвук».

«Проблема музыкальных сервисов заключается в удобстве — использование стриминговой площадки (Apple Music, Spotify и другие) намного удобней, чем скачивание пиратской музыки на свое устройство, как это делали до появления вышеупомянутых сервисов. В настоящее время, пиратская музыка и удобство ее потребления обосновались в мессенджере Telegram, который среди пользователей считается более толерантным к противоправному обороту объектов авторского права. Поэтому, можно ожидать значительного прибавления подписчиков у телеграм-каналов, распространяющих музыкальные произведения без согласия их правообладателей», — считает адвокат, специалист в сфере интеллектуальной собственности Александр Станишевский.

Эксперты напоминают, распространение и использование пиратского контента остается вне закона. А значит все риски и ответственность — на пользователе.

Методы борьбы

В соответствии с Договором Всемирной организации интеллектуальной собственности 1996 г. (участником которого является Россия) и ч.4 Гражданского кодекса, правообладатели вправе пользоваться техническими средствами защиты авторских прав. В соответствии со ст. 1299 ГК РФ техническими средствами защиты авторских прав признаются любые технологии, технические устройства или их компоненты, контролирующие доступ к произведению, предотвращающие либо ограничивающие осуществление действий, которые не разрешены автором или иным правообладателем в отношении произведения.

Такими техническими средствами являются алгоритмы социальных сетей и иных сайтов (информационных площадок), не допускающие к размещению и противоправному распространению пиратского контента. Данные алгоритмы срабатывают и самостоятельно и по жалобам пользователей, объясняет адвокат Станишевский.

Данная мера считается как раз опережающей, а если алгоритмы технических средств и допустили размещение пиратских файлов, то в дальнейшем, скорее всего, данный контент будет удален тем же самым алгоритмом. Технические средства защиты авторских прав особенно зарекомендовали себя в сфере защиты прав на музыкальные и аудиовизульные произведения.

По закону предусмотрена процедура ограничения доступа к сайту, на котором неправомерно размещалась информация, содержащая объекты авторских прав - заявитель на основании вступившего в законную силу судебного решения обращается в Роскомнадзор, а тот, в свою очередь производит административные мероприятия, направленные на «блокировку» сайта.

Также в ст. 7.12 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение авторских прав: наказание для физических лиц - от 1,5 тыс. до 2 тыс. рублей; для юридических лиц - от 30 тыс. до 40 тыс. рублей. Кроме того, если же незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта было совершено в крупном размере (стоимость объектов авторского права или экземпляров произведений превышает 100 тыс. рублей), то, в соответствии с ч. 2 ст. 146 УК РФ, нарушителю грозят серьезные санкциями — от штрафа в размере 200 тыс. рублей до лишения свободы на срок до двух лет.

Однако эксперты сходятся во мнении, что несмотря на довольно жесткие наказания, предусмотренные законом, ограничения на доступ к интересующему потребителя контенту, приведут к расцвету цифрового пиратства.

Источник изображения: pixabay.com

Рекомендуем

Статья

Поставка товара сорвалась из-за санкций. Какие доводы помогут поставщику избежать ответственности?

В 2022 году многие поставщики не смогли исполнить обязательства по договорам из-за санкций. Какие доводы помогут отстоять свои интересы в суде, чтобы не пришлось нести ответственность за неисполнение обязательств, — в материале.

Статья

«Серые схемы»: как российские кинотеатры выживают в условиях санкций

Иностранные кинокомпании отказываются сотрудничать с Россией — никаких больше «Бэтменов», «Докторов Стрэнджей» и других голливудских продуктов, полюбившихся отечественному зрителю, на экранах. Некоторые кинотеатры уже начали искать выход из положения. Правда, пока что он не вполне легален, считают эксперты. Своим мнением они поделились со «Сферой».

Статья

Автопром в период санкций: в каком направлении движется отрасль

Санкции, введенные против России, отразились на отечественном автопроме молниеносно. Поставки в Россию авто и запчастей запрещены, производства приостановлены, процесс импортозамещения идет не так быстро, как планировалось. По официальным данным Росстата, выпуск легковых автомобилей в РФ в мае 2022 года практически встал, обвалившись в годовом выражении на 96,7%. «Сфера» узнала у экспертов, каковы перспективы у российского автопрома в такой ситуации.

Нужно хоть что-то написать