Сейчас родственники и члены семьи могут получить только заключения о причине смерти пациента, диагнозе заболевания и заключение о результатах патологоанатомического вскрытия. Предоставлять медкарту умершего, с историей болезни, этапами лечения и результатами анализов, медучреждения отказываются, так как это нарушает врачебную тайну. Однако «подобное явление приводит к нарушению основных прав и свобод граждан», – отмечается в пояснительной записке к проекту ФЗ. Более того, «наличие такой информации помогло бы внести ясность в обстоятельства смерти», это особенно важно, «когда имеются подозрения, что к гибели близкого человека привела несвоевременная или некачественно оказанная медицинская помощь».
Как сообщалось ранее на сайте Уполномоченного по правам человека в РФ, именно с такой ситуацией столкнулась вдова пациента Кировского НИИ гематологии и переливания крови. После смерти мужа женщина заподозрила, что причина этого может быть в некачественном оказании медицинской помощи. Однако в просьбе выдать медкарту мужа, женщине было отказано, даже не смотря на то, что супруг указал ее в информированном добровольном согласии пациента (ИДС) как лицо, которому нужно сообщать информацию о его здоровье.
В районном и областном судах действия медперсонала посчитали правомерными, а Верховный Суд РФ пересматривать дело отказался. Тогда женщина обратилась в Конституционный Суд.
КС постановил внести в ФЗ поправки, которые будут определять условия и порядок доступа к медицинской документации умершего пациента. До вступления закона в силу, согласно постановлению КС, медучреждения уже сейчас должны предоставлять медкарту родственникам умершего пациента и лицам, упомянутым в его ИДС на медицинское вмешательство. Исключение составляют только те случаи, когда пациент еще при жизни запретил распространять сведения о своем здоровье.