Наследственный договор действует в сфере частноправовых отношений, и на любой возникающий вопрос юристы призваны отвечать по форме – «можно, если не запрещено законом». Сегодня отношения в рамках наследственного договора подчиняются одновременно нормам наследственного и договорного права (о сделках и договорах). По словам заведующей кафедрой гражданского права, доцента СПбГУ Наталии Рассказовой, один из главных принципов, о которых стоит помнить юристам – lex specialis derogat generali («специальный закон отменяет общий»).
Наследственные нормы применимые к наследственному договору:
- статьи третьей части Гражданского кодека РФ «Наследственное право» 1118, 1123, 1124, 1127, 1129. Пример: к наследственному договору применяются нормы о завещании, на это прямо указывается в статье № 1118 ГК РФ, где подчеркивается, что применение норм о завещании возможно в отношении наследственного договора, если иное не вытекает из его существа;
- новая статья № 1140.1 в ГК, которая описывает исключительно наследственный договор. Пример нормы: «Наследодатель вправе заключить один или несколько наследственных договоров» – это описание частного случая и проявление принципа свободы договора (применимо и к завещанию).
Важная оговорка, как отмечает специалист, – норма может быть применима (наследственная или договорная), если она не противоречит существу наследственного договора. «Существо отношений появляется в процессе применения норм и накопления практик, но по поводу наследственного договора такой практики еще нет. При этом выявить подобные нормы достаточно сложно, потому что мы не знаем, какие вопросы встанут перед нами при реализации соответствующих норм», – отметила Наталия Рассказова.
Однако в первый год «жизни» наследственного договора в правовом поле была зафиксирована подобная норма: завещание – это односторонняя сделка, и как указано в ГК, это соответствует существу завещания, но явно неприменимо в отношении наследственного договора. Последний возможен только в том случае, если в нем приняли участие как минимум две стороны, подчеркивает Наталия Рассказова.
Все наследники равны
Когда законодатель внес изменение в статью 1111 ГК РФ, к двум основаниям наследования – по завещанию и по закону, добавилось третье – по наследственному договору. «Если наследодатель выразил свою волю о том, как будет наследоваться имущество после его ухода, то лицо призывается к наследованию по его воле. Если он волю не выразил, лицо призывается к наследованию по закону. Но, будучи призванными, все наследники приобретают одинаковые права, и деление их на наследников по закону, по завещанию, а теперь и по наследственному договору имеет значение только в плоскости их призвания. В случае спора о наследстве в первую очередь будет определяться вопрос, как наследник был призван», – отмечает Наталия Рассказова.
После установления порядка призыва наследника выстраиваются цепочки действий:
- наследник по закону – нужно доказать родство и свойство;
- наследник по завещанию – установить наличие действительного завещания;
- наследник по договору – установить наличие действующего наследственного договора.
«Можно ли принять наследство только по наследственному договору? Ответ – положительный. Статья 1152 содержит норму, которая позволяет наследнику принять наследство целиком или только по одному из оснований. Наследственный договор — это новое самострельное основание наследования», – подчеркивает кандидат юридических наук.
Появление наследственного договора как отдельного основания наследования влечет следующие последствия:
- распорядиться имуществом на случай смерти можно путем совершения завещания или заключения наследственного договора (статья 1118 ГК РФ);
- наследники могут быть наследниками по завещанию, по договору, по закону;
- наследование по закону будет иметь место, если оно не изменено завещанием или наследственным договором (статья 1111 ГК РФ).
Задача для нотариуса
В качестве примера Наталия Рассказова приводит ситуацию с двумя наследственными договорами. Наследодатель заключил с сыном наследственные договоры 1 и 2. После открытия наследства он обращается к нотариусу с заявлением: «Принимаю наследство по договору 1 …». Означает ли это, что наследник принял наследство и по договору 2?
«Для ответа обратимся к часто встречающейся ситуации, когда в пользу наследника составлено несколько последовательных во времени завещаний. Воля завещателя оценивается на момент открытия наследства, причем как единая воля. Она выводится из сопоставления завещаний. Есть правило о том, что последующее завещание может изменить или отметить предыдущее, а может только дополнить его. Нет отдельных оснований наследования. Поскольку из закона не следует возможность принятия наследства по одному из завещаний, мы приходим к выводу, что кто принимает наследство по любому из завещаний, принимает его вообще. Ту же логику следует применять и в отношении наследственного договора», – поясняет Наталия Рассказова.
На практике наследник может просто не знать, что принять наследство можно сразу по всем заключенным между ним и наследодателям договорам. Специалист отмечает, что нотариус, который принимает такое завещание по одному договору (например, 1) должен разъяснить клиенту, что такого основания – нет. Наследник может либо полностью принять наследство, либо отказаться от него.
Больше о наследственном договоре – в лекции Наталии Рассказовой.