Как правильно составить жалобу?
Частая картина: водитель автобуса во время движения разговаривает по телефону, принимает оплату, ведет транспорт неосторожно, подвергая людей опасности. Часть пассажиров предпочитает не вмешиваться, кто-то делает замечание. Наиболее рациональный подход — решить вопрос в правовом ключе. Самое простое — оповестить о произошедшем транспортную компанию и составить жалобу на водителя. Часто работодатель не подозревает, что его сотрудник игнорирует ПДД.
Подать жалобу пассажир вправе на любое допущенное перевозчиком нарушение: начиная от грубости со стороны водителя и заканчивая полученной травмой.
Направить обращение можно как напрямую руководству транспортной компании, так и в контролирующее ведомство: по любой причине — в ответственный орган муниципальной власти (комитет по транспорту, департамент транспорта и т.д.), на нарушение ПДД — в ГИБДД, на некачественно оказанную услугу — в Роспотребнадзор, на необоснованное завышение цен — в ФАС России. В прокуратуру и суд за защитой прав целесообразно обращаться только в случае бездействия остальных ведомств либо после получения отказа по жалобе.
«Независимо от того, куда и по какой причине подается жалоба, в тексте нужно максимально подробно изложить обстоятельства произошедшего и указать, какие именно права были нарушены. К жалобе необходимо приложить документы, которые подтверждают факт поездки и доказывают совершенное нарушение: билет, чек, выписка с банковского счета, а также фото и видео при наличии», — рассказал эксперт-юрист консалтинговой группы «Гебель и партнеры» Александр Жалнин.
В любом обращении необходимо указать ФИО заявителя и контактные данные. К анонимкам компании относятся скептически, а госорганы вовсе вправе не рассматривать их по существу.
За большинство нарушений ответственность несет руководство транспортной компании. В целом для пассажира это не имеет особого значения, поскольку зачастую определением и установлением вины будет заниматься сама компания, либо уполномоченные государственные органы.
Автобус отстает от расписания: нарушение?
Пожаловаться на задержку общественного транспорта можно напрямую руководству перевозчика. Однако, как показывает практика, зачастую к результату это не ведет. В большинстве случаев задержки происходят вследствие объективных причин, например, пробок или закрытия дорог на ремонт, и повлиять на них транспортная компания не может.[BR]"Другое дело, когда нарушение очевидно, например, водитель проехал мимо остановки. В таком случае следует в устной или письменной форме подать жалобу на имя руководителя. Важно сообщить регистрационный номер транспортного средства, иначе привлечь водителя к ответственности будет проблематично", — рекомендует Александр Жалнин.
Получение компенсации
Травмы пассажиров в общественном транспорте — отдельная история. Например, в январе 2023 года в Красноярске пожилая женщина не успела зайти в автобус, упала под колеса и погибла. Водитель не увидел ее и начал движение в тот момент, когда пенсионерка поднималась в салон.
В Нижнем Тагиле резкое торможение привело водителя в суд. Из-за его действий упала и ударилась пассажирка, к которой пришлось вызывать скорую помощью.
Весь общественный транспорт входит в систему страхования, поэтому в случае ДТП или иного происшествия, повлекшего причинение вреда здоровью, каждый человек может рассчитывать на получение компенсации.
"Пассажиром человек становится с момента заключения договора с перевозчиком, то есть сразу после входа в общественный транспорт. Билет, который выдается после оплаты проезда, является важным, но не единственным доказательством заключенного договора. Получить возмещение с ним гораздо проще, но даже если он не сохранился, это все еще реально", — объясняет Александр Жалнин.
Важно зафиксировать факт получения травмы. Для начала следует взять контакты у нескольких свидетелей произошедшего, которые смогут подтвердить, что вред здоровью действительно был причинен в общественном транспорте. Далее нужно как можно быстрее обратиться в медицинское учреждение — самостоятельно либо вызвав скорую помощь. В выданной справке должно быть ясно отражено, что травма получена именно в транспорте — этот момент нужно уточнить, если вы самостоятельно добрались до больницы.
"За возмещением нужно обращаться в страховую компанию, заключившую договор с перевозчиком. Из документов понадобятся: заявление, копия паспорта, справки и документы, подтверждающие вред здоровью и факт наступления страхового случая. Размер компенсации зависит от тяжести травмы, сроков лечения и понесенных расходов", — отметил собеседник "Сферы".
Если страховщик считает, что факт страхового случая не доказан и откажет в выплате возмещения, придется обращаться в суд. Для достижения желаемого результата нужно подготовить и представить как можно больше доказательств, в том числе и показания свидетелей, наблюдавших момент получения травмы.
Обращение в контролирующие органы — это личное решение каждого человека и никто не обязывает пассажира, зафиксировавшего нарушение, направлять жалобу. При этом стоит понимать, что снижение общественного контроля за действиями водителя или транспортной компании — может привести к серьезным, зачастую трагичным последствиям.