В марте-апреле улицы различных городов страны уже начали постепенно заполняться электросамокатами и велосипедами. Только в Москве для горожан будут доступны больше 11 тысяч механических и электрических велосипедов и 60 тысяч электросамокатов, а в Петербурге – 48 тысяч транспортных средств индивидуальной мобильности.
На ошибках учатся
В новом сезоне кикшеренговые компании совместно с городскими администрациями проработали ряд инструментов с целью повышения безопасности и контроля за соблюдением ПДД пользователями.
Например, на транспортные средства закрепили таблички с номерами. Они предназначены для фиксации нарушений с помощью городских камер. Сервис Whoosh первым оснастил СИМ этими опознавательными знаками, напоминающими мотоциклетные ГРЗ. Правда это пока касается только столицы России. В других регионах такой «детали» на электросамокатах или велосипедах пока нет, пишут «Известия». В ближайшее время номерными табличками обзаведется и компания «Юрент». В сервисе Yandex Go пока никаких комментариев на этот счет не давали.
Однако «Яндекс» подготовил для пользователей другие нововведения. Например, компания оборудовала СИМ IoT-трекерами. Они помогут определить местонахождение транспорта и сообщат водителю о том, что он заехал в «медленную зону» или туда, где на электросамокате передвигаться вовсе нельзя (в парке «Зарядье»). Там скорость транспорта автоматически сойдет «на нет», то есть плавно снизится до нуля.
У компании «Юрент» появилась новая функция в приложении – тестирование пользователей на знание ПДД. Пока ее можно проходить на добровольной основе, но позже специалисты кикшеринга сделают ее обязательной. Также в этом году сервис внедрил новую систему, которая позволяет идентифицировать пользователя. Это сделано для того, чтобы электросамокатами не могли управлять несовершеннолетние. В компании пояснили, что это нововведение доступно для абонентов всех мобильных операторов страны.
Кроме того, специалисты решили снабдить СИМ поворотниками на руле и заднем крыле, чтобы водитель мог сигнализировать о своем направлении другим участникам движения. Еще «Юрент» решил внедрить в электросамокаты датчики, позволяющие определить количество людей на транспорте во время движения. Такая функция внедрена с целью ограничить поездки на одном СИМ вдвоем. Еще пользователям станут доступны специальные шлемы с антибактериальным покрытием, чтобы сделать поездку максимально безопасной.
Помимо этого, сервис тестирует внутренний рейтинг пользователей. Что это значит? Эксперты собирают информацию о самокатных нарушителях со стороны администраций городов, органов порядка и других участников дорожного движения, в том числе пешеходов. Суть идеи в том, что любой горожанин сможет пожаловаться на нарушения, направив фото или видео на линию поддержки. Сообщение обрабатывается, и нарушитель получает либо предупреждение, либо блокировку (например, в случае, если пользователь решит передать аккаунт несовершеннолетнему).
Дискуссии о безопасности
По Сети гуляет много историй о том, как из-за неправильного использования СИМ страдают люди - некоторые инциденты даже заканчивались летальным исходом. Только за 2023 год количество аварий с электросамокатами и велосипедами возросло втрое, пишет «Коммерсант». За 9 месяцев прошлого года произошло больше 2,6 тысяч ДТП с участием подобных устройств.
Под угрозой находятся старики, беременные женщины и дети. Поэтому в некоторых муниципалитетах власти задумываются над тем, чтобы полностью отказаться от использования электросамокатов, что, естественно, вызывает беспокойство кикшеренговых сервисов.
Выход из сложившейся ситуации нашли. Во многих городах страны администрации начали выделять специальные зоны для передвижения на СИМ и закрывать для них места общего пользования.
Как реулировать СИМ?
«Сфера» писала о разных ДТП с участием электросамоката. После одной из аварий следователи возбудили уголовное дело. Такой резонанс в конечном итоге привел к тому, что Верховный суд РФ признал электросамокаты транспортным средством. Вердикт ВС и подтолкнул законодателей создавать и принимать специальные законы для регулирования СИМ. Кроме того, теперь нижестоящие суды при вынесении решений по схожим случаям смогут опираться на этот кейс.
СИМ и правила пользования ими требуют, как считает сенатор РФ Андрей Клишас, введения административной ответственности для пользователей. Она в скором будущем будет закреплена в КоАП. Попасть под статью гражданин, управляющий электросамокатом, может за езду в пьяном виде, отказ от медицинского освидетельствования, превышение скоростного режима, а также за оставление места ДТП.
Так, из-за пьяных покатушек на электросамокате россиянин может потерять до 30 тысяч рублей. Отказ от медицинского освидетельствования опустошит кошелек нарушителя на сумму от 20 до 30 тысяч рублей. За несоблюдение правил скоростного режима последуют штрафные санкции от 500 до 5 тысяч рублей. Размер наказания будет зависеть от зафиксированной недопустимой скорости.
Если пользователь СИМ оставил место аварии, ему грозит штраф от 4 до 5 тысяч рублей. За неостановку по требованию сотрудников ГИБДД нарушитель отдаст от 500 до 800 рублей.
Замдиректора департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса Валерий Луговенко отметил, что сейчас в планах разработать и федеральный закон. Силу он может обрести уже к ноябрю.
«Законопроектом предусматривается допуск к участию в дорожном движении только СИМ, которые внесены в реестр - обязательная авторизация в информационной системе перед началом движения», — сказал он.
Отметим, что в этом году депутаты Госдумы хотели обязать пользователей СИМ регистрировать устройства на портале «Госуслуг». Однако инициатива не прошла первое чтение.
«Расширение перечня объектов, подлежащих государственной регистрации, приведет к увеличению нагрузки на указанный регистрирующий орган и, соответственно, может привести к дополнительным расходам федерального бюджета», - говорится в пояснительной записке.