Плюс 22%
Только за прошлый год более 300 жалоб, в том числе на необоснованное повышение цен одним из агрегаторов, поступило в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). Потребители не врут - стоимость услуг такси за последние несколько лет планомерно увеличивается. Так, по данным Росстата, в сентябре 2022 года поездка на такси обходилась россиянину в 29,55 рублей за километр, в июне 2023 года – уже 31,27 рублей, а в сентябре – 36,22 рубля. Рост за год составил 22,57%.
«До вступления в силу нового закона четверо из пяти таксистов работали без официальной лицензии не от хорошей жизни. Цена за ОСАГО на пассажирские перевозки высокая (от 40 до 150 тысяч рублей в зависимости от региона). Повсеместно таксистам отказывают в выдаче полисов по самым разным предлогам. Настоящая же причина в том, что такси сам по себе аварийный и опасный транспорт и для пассажиров, и для участников дорожного движения», - отмечает Дмитрий Матвеев, генеральный директор компании «Мой Автопрокат» (сети автопрокатов в России и за рубежом).
Эксперт также ссылается на дефицит новых автомобилей, рост цен на них и проблемы с запчастями. При этом обращает внимание на одну любопытную и довольно позитивную тенденцию - ездить стало гораздо комфортнее и безопаснее. Дмитрий Матвеев напомнил, что, согласно статистике страховых компаний, число ДТП, где виноват таксист, в семь раз выше, чем у других категорий водителей.
«До 1 сентября пострадавший пассажир и 500 тысяч рублей компенсации мог не получить (при столкновении двух машин не по вине водителя такси). Новый закон таких потребителей услуг защищает», - продолжает специалист.
Чем дальше от мегаполисов, тем чаще встречаются таксисты, не имеющие разрешение на работу. Как поясняет спикер, если для крупных транспортных компаний с большим оборотом еще одна обязательная страховка терпима, то для таксиста, который совершает от 10 до 20 поездок в день – болезненна.
В целом, для тех, кто подрабатывал перевозками, работать в такси стало невыгодно. И это усугубило еще одну проблему - нехватку водителей, особенно в часы «пик».
ФАС уполномочен заявить
В ведомстве в ближайшее время планируют провести проверки агрегаторов «за нарушение антимонопольного законодательства и доминирующее положение на рынке». С таким заявлением выступил его глава Максим Шаскольский на заседании комитета Совета Федерации по экономической политике. ФАС даже готов вывести известный агрегатор из-под действия моратория на плановые проверки IТ-компаний, который действует до конца 2024 года.
Все дело в жалобах, которые то и дело получает надзорное ведомство.
«Алгоритм ценообразования услуг такси не раскрывается компанией в полном объеме. В настоящее время мы продолжаем анализ практик ценообразования агрегаторов такси, по которым у службы есть серьезные замечания к «Яндекс Такси», - рассказал заместитель руководителя ФАС России Петр Иванов «Известиям».
При этом в ведомстве считают нецелесообразным устанавливать ограничения. Вопрос динамического ценообразования непростой, зависит, в первую очередь, от спроса и предложения. Это касается не только такси, но и авиации, и железнодорожного транспорта.
Да, при повышенном спросе цена растет, но, если ограничить стоимость каким-то максимальным значением, может произойти ситуация, когда услуга не будет предоставлена. Водители просто откажутся от поездки, потому что им это невыгодно. В итоге граждане могут оказаться без транспорта, что недопустимо в случае, например, экстренной ситуации, резюмировал Петр Иванов.