О необходимости
За последние годы в России появилось много поклонников и противников таких средств передвижения. С одной стороны стоят удобство, небольшая стоимость для покупки или аренды, возможность не зависеть от пробок, с другой стороны — высокая аварийность, несоблюдение ПДД на дорогах общего пользования, травмирование пешеходов, быстрая езда по тротуарам. Власти некоторых российских городов выступали даже за полный запрет электросамокатов, но удалось выстроить диалог с бизнесом и законодателями.
Пожалуй, больше всех отметился Петербург. В 2021 году там даже ввели частичный запрет на использование арендных электросамокатов. Сообщения о травмировании и даже гибели на них поступали из Северной столицы регулярно — двое гонщиков на Невском сбили и избили пешехода, солист Мариинского театра упал с самоката и разбил себе голову. Не отреагировать на такой беспредел власти просто не могли: возбуждались уголовные дела, вводился запрет на езду по некоторым улицам, устанавливались ограничения для компаний, предоставляющих самокаты в аренду.
В частности, был введен запрет размещения и движения электросамокатов на Дворцовой площади, Сенатской площади и улице Малой Морской. Кроме того, действовало ограничение скорости до 10 км/ч на улицах с плотным туристическим потоком, в том числе прилегающих к Невскому проспекту.
Проблемы фиксировали не только в Петербурге. Количество ДТП исчислялось сотнями в год. Естественно, в этой ситуации должны были появиться правила дорожного движения. Во многом электросамокаты уравняли с велосипедами. Но не во всем.
Так, в октябре 2022 года кабинет министров утвердил изменения в Правилах дорожного движения, касающиеся в том числе передвижения на электросамокатах. Электрические самокаты и скейтборды, гироскутеры, сегвеи, моноколеса и аналогичные устройства получили статус средств индивидуальной мобильности. Ездить на них разрешается со скоростью не больше 25 км/ч.
Об изменениях
Главное нововведение: устанавливается ограничение на скорость. Оно существовало и раньше, но владельцы прокатов электросамокатов делали это самостоятельно. Так, например, в парках нельзя было разогнаться быстрее 15 км/ч, а на некоторых улицах города — более чем до 25 км/ч. Это останавливало не всех, так как помимо проката существует возможность покупки личного СИМ, а некоторые модели разгоняются до 60–80 км/ч. При этом специальных ограничений, закрепленных законодательно, не было. Теперь они существуют для всех — быстрее 25 км/ч ездить нельзя. На устройствах должны быть фары и тормозная система. Днем и ночью нужно передвигаться исключительно со включенными фарами.
Также вводятся требования к массе и движению СИМ. Вес электротранспорта, на котором рaзрешается перeдвигаться по трoтуарам, вело- и пешeходным дорожкам, не должен прeвышать 35 кг. На автомобильных дорогах масса не будет играть роль, только возраст водителя. Он должен быть старше 14 лет. Передвижение допустимо исключительно по правому краю дороги или велосипедной дорожке, если она предусмотрена. Заехать на любую улицу или тем более магистраль не получится. Поездки разрешат только там, где максимальная скорость движения ограничена 60 км/ч, а также разрешено движение велосипедистов. Для того чтобы водители понимали, куда можно заезжать, а куда запрещено, установят специальные дорожные знаки. Власти регионов сами будут принимать решения о том, где разместить обозначения.
О контроле за правилами
Эксперты отмечают, что пока нет ясности относительно того, кто будет контролировать соблюдение новых правил. Например, кто остановит водителя электросамоката, едущего по тротуару со скоростью более 25 км/ч. В случае если все-таки будут выделены сотрудники ГИБДД для контроля на тротуарах, то, на чем будут передвигаться они, также непонятно. Эти ключевые детали попросту не прописаны.
По словам сотрудника Госавтоинспекции МВД России Дмитрия Уварова, в новых правилах не обозначены и требования по номерам самокатов. Это значит, что идентифицировать возможного нарушителя будет практически невозможно.
Об альтернативе общественному транспорту
В Министерстве транспорта России ранее заявили о необходимости создания инфраструктуры для использования электросамокатов, моноколес и других средств передвижения. В частности, речь идет о парковках на тротуарах, пешеходных дорожках и улицах, рядом со станциями метрополитена, но без препятствий для движения пешеходов. Кроме того, в ведомстве хотят, чтобы самокаты стали альтернативой личным автомобилям и общественному транспорту.
Соответствующее письмо Минтранс разослал накануне вступления в силу новой редакции ПДД, регулирующей эксплуатацию средств индивидуальной мобильности (СИМ), сообщал «Коммерсантъ». Минтранс отмечает, что органам власти на местах следует заранее создать «условия для безопасного и комфортного использования гражданами СИМ». Кроме того, необходимо интегрировать их в транспортную систему, а также мотивировать россиян на такой способ передвижения. Конкретных рекомендаций о том, как именно это сделать, не приводилось.
Представители бизнеса при этом считают, что Минтрансу стоило бы выделить деньги на создание сети велодорожек, где могли бы перемещаться СИМ. Также не все регионы готовы к новым ПДД и созданию условий для их выполнения. Например, представители Законодательного собрания (ЗакС) Петербурга направляли письмо премьер-министру РФ Михаилу Мишустину с просьбой приостановить вступление в силу изменений в ПДД. В ЗакС считают, что создастся реальная угроза безопасности не только для лиц, использующих для передвижения СИМ, но и для пешеходов.
Об итогах
Остается дождаться изменений погодных условий в регионах России, когда поездки на электросамокатах станут полностью доступны для всех. Тогда на практике будет ясно, что упустили, а что верно предусмотрели законодатели в ПДД. Пока у региональных властей еще есть время, чтобы установить дорожные знаки, подготовить парковочные площадки и обозначить улицы, где перемещение на электросамокатах будет запрещено.