Таможенные споры: как снизить риски переплат и судебных дел

В последнее время наблюдается тенденция усиления таможенного контроля. Компаниям часто доначисляются таможенные платежи, не редко возбуждаются и дела об административном правонарушении. Адвокат Алексей Сизов рассматривает на вебинаре Legal Academy способы, позволяющие увеличить шансы на оспаривание решений контролирующих органов, а также рассказывает о рисках, которые нужно учитывать при ведении споров.
Время прочтения: 5 минут

Категории таможенных споров

По мнению Алексея Сизова, таможенные споры в основном сосредоточены на деньгах. Порой споры возникают из-за классификации товаров. Несмотря на то, что каждому товару присвоен код, могут возникнуть противоречивые мнения о том, верное ли обозначение ему дано. Так, таможенные органы настаивает на коде с высокой ставкой пошлины.

Также возникают споры из-за таможенной стоимости, которая является налоговой базой для исчисления всех платежей.

«Чем она больше, тем выгоднее таможне. Чем меньше, тем выгоднее для импортера. Споры возникают, когда кажется, что рыночная стоимость выше, чем заявлено в контракте. Бывают и разночтения о структуре: спор идет не о цене сделки, а о том, что к этой базе должно быть добавлено», — поясняет специалист.

К стоимости по правилам добавляются различные элементы. Это могут быть расходы на транспортировку, страхование, лицензионные платежи за объекты интеллектуальной стоимости, отмечает адвокат.

Кроме того, прения могут возникнуть из-за административных правонарушений. По словам Алексея Сизова, это очень сложная процессуально категория. «По сути, основная часть таких споров вытекает из первых двух пунктов. Либо неправильно было заявлена информация о классификации товаров, либо о таможенной стоимости. Самая популярная категория — недостоверное декларирование», — добавляет он.

В последние время таможенные органы стали применять новые инструменты для взыскания таможенных платежей. Например, есть лицензионные платежи за объекты интеллектуальной собственности. Сейчас эта категория споров становится популярной. Речь идет о товарном знаке и самым распространенным случаем является ситуация, когда он размещен на предмете. В таможенную стоимость часто включают дивиденды, выплаченные лицу из-за рубежа.

«Таможенные органы руководствуются следующей логикой: вы платите дивиденды иностранному участнику, переводите ему деньги от прибыли с импорта, поэтому надо добавить в таможенную стоимость частичку дивидендов, которые вы уплатили от продажи товаров», — рассказывает Алексей Сизов.

По общему правилу таможенная стоимость определяется на момент пересечения границы. Если иностранный поставщик несет ответственность по доставке товара к месту назначения, то его транспортируют за счет поставщика. Та часть расходов, которая приходится на период доставки от границы до конечной точки, также может подлежать вычету при условии, что она подтверждена и оплачена.

«Если долгое время все жили в парадигме, что достаточно предоставить документы от поставщиками, то сейчас позиция поменялась. Для подтверждения вычетов на перевозку товаров в виде таможенной стоимости бумаги должен подготовить перевозчик. То есть процесс сбора документов осложнился», — объясняет адвокат.

Актуальные категории споров по делам об административных правонарушениях

Порой некоторые нарушения приводят к составлению административных протоколов. Эксперт перечисляет случаи, когда такого поворота событий не избежать:

  1. Недекларирование товаров. Как правило, это пересорт, когда по документам проходит одно, а фактически в контейнере находится другое.
  2. Недостоверное декларирование товаров, повлекшее занижение таможенных платежей.
  3. Пользование, хранение, приобретение, транспортировка товаров, незаконно перемещенных через границу. Если компания осуществляет хранение иностранных товаров, но не является импортером, у нее могут проверить наличие таможенной декларации или ее номер.

Эксперт рассказывает, что решения таможенных органов могут быть обжалованы в ведомственном порядке, либо через суд. Преимущества первого варианта в скорости принятия решений, процесс занимает полтора-два месяца.

Даже если вы обжалуете решение в центральном таможенном управлении, можно идти в суд. Впрочем, замечает адвокат, судебные разбирательства не отменяют того, что решение необходимо исполнить. Кроме того, процент положительных исходов по таким заявлениям очень небольшой.

Подведомственность и подсудность таможенных споров

Если возбуждено дело об административном правонарушении, на стадии рассмотрения у таможенного органа есть выбор: либо он сам принимает решение, либо передает дело в суд общей юрисдикции. Также необходимо иметь в виду возможность обоюдного приостановления дела, особенно если их несколько.

«Когда у нас состоялось решение по одному из них, согласно правилам, данные обстоятельства в другом деле не нуждаются, работает преюдиция. Нужно принимать это во внимание при наличии второго аналогичного дела», - поясняет Алексей Сизов.

Полностью вебинар можно послушать по ссылке.

Источник изображения: flickr.com

Рекомендуем

Статья

Российские ПО для авиабилетов и новые правила ОСАГО: какие законы вступают в силу в октябре

Клиенты банков смогут защитить себя от мошенников. Донорскую кровь запретили вывозить из России. Таможенники смогут останавливать грузовики без привлечения ГИБДД. Какие законы вступают в силу в октябре — в обзоре «Сферы».

Статья

Особенности ведения таможенных споров: вебинар LF Академии

Актуальные в 2021 году предметы таможенных споров, особенности определения подведомственности и подсудности, стратегии и тактики при параллельном сопровождении спора о доначислении таможенных платежей – об этом и многом другом расскажет адвокат Алексей Сизов.

Статья

Таможенное право в 2020 году: новые условия и споры

Постановления Пленума ВС РФ по таможенным спорам обновляются каждые 3-5 лет и добавляют новые нюансы в их трактовку, зачастую довольно существенные. Государственный советник юстиции 3 класса, старший преподаватель ИЦЧП им. С.С. Алексеева при Президенте РФ Александр Разгильдяев комментирует положение Постановления Пленума Верховного Суда РФ 26.11.2019 № 49 и объясняет все нововведения, которые следует знать участникам внешнеэкономической деятельности в разрешении таможенных споров.

Нужно хоть что-то написать