«Резильентность критически важна для юристов. На протяжении своей карьеры они будут сталкиваться с предсказуемой чередой неудач и проблем. Такова природа юридической практики: два юриста предстают перед судьей, и только один из них победит. Юристы по-разному реагируют на среду, где победитель получает все. Они могут чувствовать себя подавленными, пессимистичными и выгоревшими – их самооценка и уверенность снизились, а их профессиональное благополучие поставлено под угрозу. Или они становятся стойкими, извлекая уроки из неудач, не принимая потери близко к сердцу», – объясняет юрист с 25-летним стажем, исполнительный директор реабилитационной программы Leagal Professionals Линк Кристиан в своей статье для международного юридического интернет-журнала Attorney at Work.
В психологии резильентность означает не только преодоление стресса, но и его последствий – это умение быстро прийти в форму, восстанавливать свои силы, конструктивно принимать ситуацию, извлекать из нее уроки и адаптироваться. Резильентность дает юристу множество преимуществ не только в психологическом смысле. Способность рассматривать свои ошибки как полезный опыт, разносторонне и неординарно мыслить, понимать границы своих возможностей и областей контроля: все это ведет к успешной карьере, более сложным и интересным задачам и в целом к насыщенной профессиональной жизни.
Причины неуспеха
Хотя многие юристы назвали бы стрессоустойчивость одним из ключевых профессиональных качеств, справляться с последствиями тяжелых ситуаций умеют далеко не все. Юрист и психолог Пола Дэвис в своей статье для Forbes отмечает, что многим ее коллегам часто не хватает эмоциональной гибкости.
«Фактически, многие юристы набирают 30 процентов или ниже [по 100-бальной шкале применительно к резильентности], что говорит о недостаточной толстокожести, о принятии критики близко к сердцу, об оборонительной позиции и сопротивлении обратной связи. Я считаю, что причина таких низких оценок заключается в следующем: два основных строительных блока, которые создают устойчивость (гибкое мышление в отношении проблем и точное определение невзгод; установление качественных связей с другими), разбиваются о чрезмерно высокий уровень скептицизма юристов и чрезвычайно низкий уровень открытости», – комментирует Пола Дэвис.
Линк Кристиан называет три качества юристов, которые мешают им развивать в себе эмоциональную резильентность и не позволяют достигнуть достаточной эмоциональной гибкости:
- Пессимизм. Юристам, объясняет эксперт, по роду деятельности часто приходится предусматривать разные сценарии развития ситуации и постоянно думать о том, что может пойти не так. В конечном счете, эта привычка приводит к скептицизму, выгоранию и эмоциональной опустошенности.
- Изоляция – и физическая, и психологическая. Юристы не привыкли делиться своими переживаниями, на это есть разные причины, в том числе и профессиональные особенности. Резильентность же предполагает наличие эмоциональной поддержки, способность и желание делиться своими эмоциями.
- Перфекционизм. Перфекционизм разительно отличается от обычного желания достичь прекрасных результатов – в его основе лежит недостижимый идеал. Стремление к этому идеалу и невозможность ему соответствовать часто приводят юристов к чувству неудовлетворенности и ощущению вины.
Как развить в себе эмоциональную гибкость?
Смотреть на привычные вещи с другой стороны. Стакан может быть наполовину пуст или наполовину полон, а проблема может быть возможностью – это зависит только от оценки. Чтобы изменить привычный взгляд на вещи Шон Хили в статье для «Lawyers concerned for lawyers» советует задаться вопросом «Чем еще это может быть?».
«Если вы посмотрите на стрессовую ситуацию как на возможность, это позволит вам увидеть ее потенциальные позитивные результаты и использовать их во благо. Так, например, стрессовая конфронтация становится возможностью попрактиковаться в разговоре с расстроенным клиентом спокойно и уверенно, что поможет вам лучше справляться с такими ситуациями», – считает Шон Хили.
Общаться чаще – и продуктивнее. Эмоциональная поддержка является ключевым аспектом в развитии резильентности. В круг общения и социальной поддержки могут входить члены семьи, друзья, коллеги, главное – это возможность довериться им, поделиться эмоциями и обсудить накопившиеся проблемы без осуждения или негативных реакций. «Кроме того, бывает полезным и выйти из зоны комфорта: вступить в клубы или стать волонтером в организациях, которые отражают ваши ценности. В итоге вы станете лучше выполнять свою работу, будете более уравновешены и более устойчивы, если найдете разные способы взаимодействия с людьми», – отмечает Линк Кристиан.
Уделять время себе. Любая работа требует отдыха и времени на восстановление. Эксперты советуют установить и соблюдать график, в котором время будет уделено не только работе, но и заботе о себе. Отдых тоже может быть продуктивным. «Хобби и другие развлечения – это не просто детская игра или занятия, которые следует отложить до пенсии. Хобби и развлечения необходимы для творческого мышления и благополучия. Они не только дают возможность отдохнуть от работы (или отвлечься от мыслей о работе), но и использовать разные отделы вашего мозга, по-разному взаимодействовать с другими, смотреть на вещи с другой точки зрения и создавать новые, эффективные решения проблем», – пишет Шон Хили.
Жить настоящим. Юристам неизбежно приходится «существовать в будущем» и часто думать о том, к чему приведет та или иная ситуация. С другой стороны, те, кто переживает неудачи, стремятся вернуться в прошлое и ставят под сомнение уже принятые решения. Страх потери контроля, стремление учесть все возможные риски в итоге мешают получить опыт «здесь и сейчас» и решать проблемы по мере их поступления. Существование в настоящем можно сравнить с альпинизмом: взбирающемуся альпинисту на гору нужно сосредоточиться на каждом отдельном шаге, но не считать расстояние, которое осталось до вершины, или задумываться об уже пройденном пути.
Источник изображения: Andrea Piacquadio/Pexels