СПИК 2.0: как выглядит новый формат соглашения между инвестором и государством

Летом прошлого года проведена кардинальная реформа механизма специальных инвестиционных контрактов (СПИК). В фундаменте новой архитектуры СПИК лежат современные технологии: по замыслу авторов реформы, обновленный формат соглашения между инвестором и государством поможет привлечь долгосрочные частные инвестиции в высокотехнологичные проекты. Разберемся, как механизм СПИК выглядит сегодня: какие задачи стоят перед инвестором, что государство предлагает взамен, как заключить контракт и чем обернется его нарушение.
Время прочтения: 6 минут

Что государство ждет от инвестора?

Инвестор должен создать серийное производство промышленной продукции в России на основе современных технологий. Причем не обязательно, чтобы такие технологии разработал сам инвестор – он может внедрить уже готовые решения.

Перечень современных технологий утвердит Правительство РФ. В этом перечне, помимо прочего, будут указаны требования к современным технологиям или характеристикам продукции, которая может быть произведена с применением этих технологий.

В подготовке перечня вправе поучаствовать и сами инвесторы. Как сказано на сайте Минпромторга России, для этого нужно заполнить форму на платформе ГИСП. Сейчас процедура сбора предложений носит предварительный характер. Перечень будет сформирован только после утверждения специального порядка его формирования. Такой порядок уже разработан, но пока не утвержден.

Помимо того, что инвестор должен внедрить современную технологию, ему потребуется обеспечить достижение закрепленных в контракте показателей, включая:

  • объем произведенной и реализованной продукции (в количественном и денежном выражении);
  • объем уплачиваемых налогов, сборов и страховых взносов;
  • количество создаваемых рабочих мест.

Как показывает практика заключения прежних СПИК, уровень экспорта локализованной в России продукции также будет ключевым обязательством инвестора, несмотря на то, что это условие не было закреплено ни в прежнем, ни в новом регулировании СПИК.

Минимальный объем инвестиций в проект не установлен, но от суммы инвестиций зависит срок контракта. Если инвестиции не превышают 50 млрд рублей без НДС, то предельный срок СПИК — 15 лет. При большем объеме вложений срок контракта может составлять до 25 лет.

Какие преимущества получит инвестор?

Ключевая преференция для инвестора – это обновленная «дедушкина оговорка», которая предполагает стабильность налоговых условий и условий хозяйственной деятельности.

Стабильность налоговых условий выражается в том, что увеличение или отмена пониженных ставок или изменение условий их предоставления инвестора не затронут. Однако такая оговорка применяется только к налогам на прибыль и имущество организаций, транспортному и земельному налогу. Она не защитит от ухудшения условий, которые касаются НДС и страховых взносов.

Стабильность условий хозяйственной деятельности означает, что действие новых федеральных нормативных правовых актов, которые вводят ограничения и запреты на реализацию прав, связанных с выполнением контракта, не распространится на инвестора. Это правило применяется при условии, что специальный порядок «неухудшения» уже был предусмотрен законом на дату заключения СПИК. В стабилизационном правиле есть еще и исключения. Например, оно не работает, если речь идет о правовых актах, которые приняты для защиты основ конституционного строя, конституционных прав граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Важно, что закон не гарантирует стабильность при введении дополнительных ограничений и запретов региональными либо муниципальными актами. Порядок применения к инвестору таких актов на случай их изменения может быть установлен на местах соответствующим органом власти.

Помимо стабилизационных правил, для новых контрактов предусмотрены другие меры поддержки, которые уже известны участникам СПИК первого поколения:

  • льготы по налогам (на прибыль, на имущество, по земельному и транспортному налогам);
  • возможность применения ускоренной амортизации;
  • возможность получения статуса единственного поставщика;
  • упрощенное приобретение статуса «Сделано в России»;
  • особые условия аренды публичных земельных участков;
  • отраслевые субсидии (например, с/х производителям) и др.

В ближайшем будущем вероятны новые либо значительно обновленные меры господдержки, которые будут внедрены для еще большего повышения привлекательности СПИК и реализации инновационных проектов (в частности, в сфере НИР и НИОКР).

Как заключить контракт?

Правовая база, которая позволит подавать заявки на заключение СПИК 2.0, будет подготовлена ориентировочно до конца первого квартала 2020 года. Такой срок обозначил Минпромторг России. Сюда относится порядок формирования перечня современных технологий и сам перечень, правила заключения СПИК и ряд других подзаконных правовых актов. Примерный список проектов размещен на сайте Фонда развития промышленности.

Перед подачей заявки инвестору следует изучить региональное законодательство. Контракт нельзя заключить, если на уровне субъекта РФ, выступающего стороной СПИК, не будет нормативной базы о мерах стимулирования и порядке их применения. Некоторые регионы уже подготовили необходимые документы. В других же регионах это создаст дополнительные препятствия.

Чтобы заключить СПИК, инвестору необходимо пройти конкурсный отбор. По общему правилу, контракты заключаются с одним или несколькими победителями такого отбора.

Инвестор победит в отборе, если специально созданная комиссия признает его заявку лучшей. Оценка комиссии зависит от следующих критериев:

  • срок внедрения современной технологии;
  • объем производства промышленной продукции;
  • технологический уровень локализации производства.

Контракт можно заключить и без конкурсного отбора. Но это допустимо лишь в двух случаях, если:

  • такое решение примет президент РФ; либо
  • при проведении отбора подана только одна заявка.

Какую ответственность могут понести инвестор и государство?

За нарушение СПИК стороны могут быть привлечены к ответственности в виде возмещения реального ущерба или уплаты штрафов. Размер и основание взыскания штрафов устанавливаются в контракте.

Если публичная сторона не обеспечит инвестору стабильность условий хозяйственной деятельности или не применит к нему предусмотренные СПИК меры стимулирования, инвестор сможет требовать возмещения реального ущерба.

Упущенная выгода возмещению не подлежит. Это касается и выгоды, упущенной из-за того, что публичная сторона не обеспечила инвестору стабильность условий хозяйственной деятельности.

Ответственность инвестора также ограничена. Она не может превышать совокупную стоимость примененных к нему мер стимулирования. Однако расторжение СПИК из-за нарушений инвестора влечет обязанность по уплате им в бюджет суммы налога, не уплаченного в связи с применением пониженных налоговых ставок, а также по возврату средств предоставленной ему субсидии.

На наш взгляд, СПИК остается уникальным правовым механизмом. Он охватывает все ключевые направления государственной промышленной политики: импортозамещение, локализацию и экспорт высокотехнологичной продукции. Инвестор может на конкурентной основе получить широкий спектр мер господдержки, которые были бы невозможны без СПИК. Использование таких мер с учетом обновленного правового регулирования должно повысить предсказуемость финансирования частных проектов, улучшить долгосрочное инвестиционное планирование, ускорить окупаемость частных вложений и минимизировать различные риски реализации проекта.

Понятие и регулирование СПИК: см. федеральные законы от 02.08.2019 № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации» в части регулирования специальных инвестиционных контрактов», от 02.08.2019 № 269-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», от 02.08.2019 № 295-ФЗ «О внесении изменения в статью 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации». 

Авторы:

Максим Григорьев, партнер, адвокат, руководитель специальных проектов юридической фирмы VEGAS LEX
Артем Гаспарян, младший юрист юридической фирмы VEGAS LEX

 

Рекомендуем

Авторский взгляд

«Когда добросовестный бизнес становится преступным»: интервью об экономических преступлениях в РФ

По статистике Судебного департамента при ВС, в 2022 году за преступления в сфере экономической деятельности было осуждено 10 тысяч 785 человек. Годом ранее эта цифра была значительно меньше. О том почему надзорные органы продолжают оказывать давление на предпринимателей, где находится грань между добросовестным и преступным бизнесом, а также о возможности полной декриминализации преступлений в сфере российской экономики «Сфера» поговорила с экспертом по налоговым и иным экономическим преступлениям, адвокатом, юристом частной практики Русланом Зафесовым.

Статья

Квартирный интерес: как берут под контроль «серый» рынок аренды

Жители Петербурга получили письма от Федеральной налоговой службы (ФНС) с требованием подать декларации о доходах от аренды жилой недвижимости. В ФНС отправку таких писем подтвердили, заявив, что намерены активизировать работу и давление на собственников жилья. Усилившийся контроль объяснили необходимостью сделать рынок аренды более прозрачным. «Сфера» разбиралась, что грозит собственникам недвижимости при возникновении претензий у налоговых органов и что будет, если отказать в подаче декларации.

Статья

Налоговые проверки: чего от них ждать и как защитить свое дело?

Юристы и бухгалтеры любых организаций всегда боятся налоговых проверок. Кроме того, в последнее время имеют место злоупотребления со стороны контролирующих органов. Как инспекционное мероприятие переходит в уголовно-правовую плоскость, рассказывает адвокат Руслан Зафесов на вебинаре Legal Academy.

Нужно хоть что-то написать