Современные технологии в арбитражном процессе

Современные информационные технологии и в России, и в мире на сегодняшний день являются катализатором развития судебных реформ. Они повышают качество правосудия, увеличивая его доступность и прозрачность. О том, как это работает и каким образом система влияет на судебный процесс, рассказал кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского процесса УрГЮУ Константин Брановицкий.
Время прочтения: 4 минуты

В двух из трех существовавших федеральных целевых программ развития судебной системы страны стояла задача внедрения и использования информационных технологий. Главная их цель – повышение качества правосудия, в том числе его доступности, что особенно важно для субъектов РФ. 

«Информационные технологии повышают транспарентность и прозрачность правосудия. Они дают мгновенный доступ к базам данных судебных актов, анализу судебной практики и в принципе повышают удобство судебной защиты прав. Поскольку в настоящее время превалирующей концепцией гражданского судопроизводства является то, что правосудие – это разновидность государственной услуги, то она должна быть удобной, недорогой и эффективной», – говорит Константин Брановицкий.

С развитием технологий документы в суд можно подать «не отходя от компьютера». Так, чтобы обратиться с заявлением в электронном виде, нужно зарегистрироваться на сайте «Мой арбитр», с 1 января 2017 года там можно авторизироваться  через «Госуслуги». Это сделано для идентификации личности лица, подающего заявление в суд. После этой процедуры достаточно отсканировать документы, подписать собственноручной подписью и загрузить в систему.

Однако, как отмечает Константин Брановицкий, важно понимать разницу между электронным документом и его электронным образом. Первый изначально выполнен в электронном формате, оригинал второго – это бумажный носитель. В обоих случаях нужна заявителю необходима подпись. «Как быть с подписью? Проблема решается удачно, она не требует от сторон дополнительных затрат. Это делается через портал «Госуслуги». То есть, если вы через него авторизовались, то это приравнивается к подписанию документов электронной подписью», – объясняет лектор.

Если же арбитражный суд сомневается в достоверности документов, заявителю придется дать пояснения и предоставить оригиналы уже вживую. В случае невыполнения этого требования его заявление оставят без рассмотрения, и все процедуры придется начинать заново, потеряв время.

Особое значение имеет институт первичного извещения. Так, арбитражный суд до размещения сведений о деле в интернете должен знать, что участники процесса осведомлены о начале процесса.

«Несмотря на современные технологии, стороны получают информацию путем направления им копий судебного акта о принятии дела к производству. Только после того, как они их получили, соответствующую информацию размещают на сайте арбитражного суда, но не позднее чем за 15 дней до начала судебного заседания. После этого о последующих действиях судебные извещения направлять не требуется», – объясняет Константин Брановицкий.

В части судебных актов в электронном виде, напоминает юрист, с 1 января 2017 года изготовление судебного решения в форме электронного документа является приоритетным. Только при отсутствии в арбитражном суде технической возможности для выполнения решения в форме электронного документа решение выполняется на бумажном носителе.

Согласно части 1 статьи 177 АПК, решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда не позднее следующего дня после дня его принятия.

Только при наличии ходатайства указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Больше об использовании технологий в арбитраже – в онлайн-курсе «Арбитражный процесс», созданном коллективом кафедры гражданского процесса УрГЮУ.

Рекомендуем

Статья

Базовые правила и «детские» ошибки квалификации преступлений в России

В таком фундаментальном вопросе уголовного права, как квалификация преступлений, нередко допускают ошибки. Как это происходит и что нужно сделать, чтобы их избежать, рассказывает доцент кафедры уголовного права СПбГУ Елена Суслина.

Статья

Как меняется российское образование в сфере интеллектуальной собственности

Ежегодно в России регистрируется более 40 тысяч объектов интеллектуальной собственности, однако коммерциализируются из них лишь 1-2%. Исправить положение может профильное образование. Почему вузам стоит пересмотреть свои программы и какие направления следует разработать, чтобы выпустить ценных специалистов?

Статья

Ликбез по образованию в Америке: вебинар LF Академии

Как получить студенческую визу, как правильно выбрать университет и разобраться в правилах и законах для иностранных студентов, расскажет член Американской Ассоциации Судебных Адвокатов (ATLA), солиситор Верховного суда Англии и Уэльса Евгений Мельцер.

Нужно хоть что-то написать