Российским компаниям стало сложнее решать споры в международных арбитражах. Эксперты поделились опытом, рассказали о проблемах, возникающих в судах, и назвали страны с наиболее лояльным к россиянам арбитражем.
За последние несколько лет трудности в работе с иностранными юрисдикциями растут в геометрической прогрессии. Санкции существенно повлияли на международные судебные разбирательства.
«В настоящее время стало практически невозможно вести арбитраж в странах, признанных недружественными, и исполнять в РФ решения таких арбитражей. Российские арбитражные суды, как правило, отказывают в признании и исполнении решений Лондонского международного арбитражного суда (LCIA)», — говорит Иван Хоменко, адвокат и управляющий партнер адвокатского бюро «Сокол Лигал».
На практике, когда российское лицо обращается в арбитражный суд с иском о запрете другой стороне вести третейские или судебные разбирательства в LCIA и других арбитражах «недружественных» стран, такое обращение допустимо на любом этапе, даже если решение LCIA уже вынесено.
Блокировка платежей
Георгий Габолаев, основатель и генеральный директор компании «Группа А», называет три фундаментальные проблемы, с которыми столкнулись юристы из-за санкций.
- Ограничения на участие в процессах. Российским компаниям и гражданам стало сложнее обращаться в арбитражные суды США, ЕС и Великобритании из-за отказов в рассмотрении исков и блокировки платежей.
- Изменения в составе арбитров. В ведущих институтах, таких как LCIA и ICC, наблюдается сокращение числа доступных арбитров для споров с участием российских компаний.
- Исполнение решений. Введение санкционных ограничений делает исполнение арбитражных решений сложнее, особенно в юрисдикциях, настроенных против российских компаний.
Также эксперт говорит о том, что одной из главных сложностей стало зависание платежей при оплате арбитражных сборов и услуг представителей. Это связано с блокировкой банковских транзакций, что фактически может сорвать разбирательство. Без уплаты сборов процесс может быть приостановлен или вовсе прекращён.
Однако международные банки практически не идут навстречу в этих вопросах, и обойти систему без санкционных рисков крайне сложно. Для этого приходится использовать довольно рискованные схемы — альтернативные банковские маршруты через дружественные юрисдикции (Китай, ОАЭ, Турция), привлекать юридические лица в третьих странах для оплаты сборов или же обращаться к криптовалютам и новым финансовым инструментам, которые пока не регулируются санкциями.
Лояльные страны
По словам Габолаева, на сегодняшний день наибольшие проблемы возникают при работе с Великобританией, ЕС и США. В этих юрисдикциях российские компании сталкиваются с предвзятым отношением, отказами в рассмотрении дел, а также сложностями с исполнением решений. Кроме того, ряд банков в этих странах блокирует любые транзакции, связанные с оплатой арбитражных сборов.
Иван Хоменко советует работать с Гонконгским международным арбитражным центром — Hong Kong International Arbitration Centre (HKIAC) и с Сингапурским международным арбитражным центром — Singapore International Arbitration Centre (SIAC).
«Компании, ориентированные на работу с Юго-Восточной Азией, часто указывают в контрактах на эти арбитражные центры как на места разрешения споров», — рассказывает эксперт.
Габолаев также отмечает, что более гибкий подход демонстрируют Китай, ОАЭ и Турция, где арбитражные процессы проходят без политизированных решений и с большей вероятностью исполнения решений в пользу российских компаний.
Пока что ожидать, что ситуация в международном арбитраже изменится в лучшую сторону, не приходится. Судя по всему, с увеличением количества санкций число проблем будет только расти.