Слепая фортуна: чем может обернуться покупка машины банкрота

Идея приобрести автомобиль дешевле рыночной цены выглядит очень заманчивой. Воплотить ее в жизнь можно, например, купив имущество с торгов по банкротству. Однако существуют определенные риски: на практике бывает сложно осуществить осмотр машины, получить на руки все необходимые документы и в принципе выйти на связь с арбитражным управляющим. В итоге вместо удачной покупки — кот в мешке. Как не попасть впросак, «Сфере» рассказали эксперты в сфере банкротства.
Время прочтения: 7 минут

Как проходят торги?

Если стоимость автомобиля должника превышает 100 тысяч рублей, такая машина продается только «с молотка». Торги представляют собой своеобразный конкурс среди потенциальных покупателей, которые оставляют заявки. Один из них выигрывает, после чего заключается сделка.

«Аукционы проводятся на специализированных торговых площадках (ЭТП). Для участия требуется зарегистрироваться, оплатить задаток и подать заявку на участие. Обязательно потребуется ЭЦП (цифровая подпись), или придется нанять посредников, которые сделают все за вас. Есть разные формы проведения торгов, но общая идея в том, что побеждает тот, кто предложит большую сумму за автомобиль, — объясняет алгоритм продажи генеральный директор ООО Юридическая фирма «АБ.Солюшен» Андрей Порсев.

Торги проходят в 4 этапа:

  1. Публикация о проведении торгов.
  2. Прием заявок (минимум 25 рабочих дней).
  3. Определение участников торгов.
  4. Проведение торгов.

При банкротстве физического лица возможна продажа автомобиля и без проведения торгов, если собрание кредиторов примет такое решение. В этом случае порядок продажи уже регулируется не общими правилами закона о банкротстве, а порядком продажи, который утвердят кредиторы.

Какие могут появиться проблемы при покупке машины банкрота?

Андрей Порсев предупреждает, что при покупке машины банкрота на торгах может возникнуть ряд сложностей. Главная заключается в том, что у бывшего владельца, как правило, отсутствуют и средства, и желание заботиться о техническом состоянии автомобиля. В этой связи расходы на восстановление авто могут превышать доходы от покупки. Помимо технического состояния, возникают и сложности с документами. Банкроты часто не передают оригинал ПТС и СТС, что создает определенные сложности на стадии регистрации автомобиля покупателем в Госавтоинспекции.

«Полной информации может не быть, так как продает автомобиль не собственник, а арбитражный управляющий, соответственно, рассказать о прошлом машины он не сможет. Также нерадивые должники зачастую вытаскивают из автомобиля все, что можно вытащить: запасное колесо, насосы, запчасти, в моей практике даже коврики забирали. Так что автомобиль надо тщательно проверять, в том числе на наличие ареста и ограничения на регистрационные действия. Некоторые управляющие забывают снимать наложенные приставами обременения, и продают имущество прямо так, а потом покупатели бегают для возврата денег или снятия запрета», — продолжает список возможных проблем юрист, арбитражный управляющий, эксперт в сфере банкротства Анна Лещинская.

Последнее — крайне важно, так как если документы не в порядке, машина просто не сможет перейти в собственность покупателя. Законом предусмотрено, что все ограничения должны быть сняты именно до продажи. Позаботиться об этом — обязанность арбитражного управляющего.

Наиболее частые нарушения при продаже автомобилей должников

Те или иные трудности в процессе реализации покупателем права на покупку возникают нередко. Учредитель, Генеральный директор юридической компании ЮКО Юлия Иванова раскрывает список наиболее частых нарушений.

  • в некорректности сведений о лоте, размещенных в сообщениях о торгах / на ЭТП;
  • в отказе в предоставлении имущества на ознакомление;
  • в непредставлении сведений (информации) об автомобиле

Бывает и такое, что арбитражный управляющий элементарно не выходит на связь. В этом случае Юлия Иванова советует обратиться с запросом к организатору торгов (если это отдельное привлеченное лицо). Если это и есть управляющий, нужно направить ему официальный запрос по электронной почте, а затем (в случае отсутствия ответа) обратиться в ФАС и (или) в суд с жалобой для защиты нарушенных прав.

Как отмечает старший юрист практики банкротства Бюро адвокатов «Де-юре» Ирина Морозова, со стороны арбитражного управляющего как организатора аукциона могут последовать и иные незаконные действия.

«Участника торгов могут незаконно не допустить или отстранить (например, в сообщениях были указаны неактуальные реквизиты, неправильно определен срок для внесения задатка, заявка не была подана из-за технического сбоя на электронной площадке). Также возможно неразмещение сведений, предусмотренных законом, на ЕФРСБ (реестр сведений о банкротстве), нарушение сроков публикации. Бывает, что сведения, указанные на электронной площадке, отличаются от сведений, указанных в ЕФРСБ», — добавляет она.

Все эти факторы могут ввести покупателя в заблуждение. Для решения перечисленных проблем следует также обращаться к арбитражному управляющему. Ирина Морозова напоминает, что его контактные данные (электронная почта, телефон, адрес для направления корреспонденции) обычно указывают в сообщении о торгах.

Права покупателя

Анна Лещинская напоминает, что покупатель может запросить копию ПТС и СТС перед покупкой, фотографии автомобиля, договориться об осмотре, в том числе, специалистами автосервиса (за свой счет).

«Иными словами, тут действует тот же принцип, что и в обычной купли-продаже», — подчеркивает спикер.

Однако следует иметь в виду: даже если покупатель реализовал свои права, принял меры к устранению нарушений, это еще не значит, что ему удастся досконально изучить приобретаемое имущество.

Несмотря на то, что обязанность арбитражного управляющего предоставить потенциальному покупателю возможность ознакомления с имуществом предусмотрена Законом о банкротстве, он может не пускать покупателя за руль, так как страхование ответственности потенциального владельца на данный автомобиль не оформлено. Проверка чаще всего происходит путем допуска к транспортному средству технических специалистов, либо непосредственно покупателя для определения технического состояния путем его диагностик, осмотра внешнего состояния, состояния салона и т.д.

Оформление сделки

Юлия Иванова представляет следующий подготовительный алгоритм заключения сделки. «Первое право покупателя, на которое стоит обратить внимание — это ознакомление с имуществом, документами, порядком проведения торгов. Желательно всегда проводить ознакомление с лотом с использованием фото/видео фиксации как внешнего вида имущества, так внутренних (составляющих) частей. И второй момент: необходимо запросить все имеющиеся документы на имущество и проверить информацию о транспортном средстве на сайте ГИБДД», — еще раз подчеркивает специалист.

Как все должно быть оформлено документально? По словам Андрея Порсева, продажа автомобиля банкрота осуществляется примерно так же, как и любая другая сделка по приобретению автомобиля.

Однако есть и отличия:

  • Если при продаже имущество реализовывалось с торгов, то к документам необходимо приложить протокол определения результатов торгов, а оплата осуществляется в два этапа: задаток и оставшаяся часть.
  • Стороной сделки по договору будет являться сам должник, но действовать от его имени будет финансовый управляющий или кто-то по доверенности от финансового управляющего

«Составляется стандартный договор купли-продажи, передаются документы и ключи (при наличии), а покупатель уже далее самостоятельно осуществляет постановку автомобиля на учет», — подводит итог Андрей Порсев.

Даже основываясь на мнениях практикующих юристов в сфере банкротства, все равно трудно однозначно ответить на вопрос, будет ли сделка удачной. Главное — внимательно отнестись к документации и пригласить на осмотр специалистов.

Источник изображения: freepik.com

 

Узнать больше о наиболее важных институтах банкротного права и актуальных проблемах, с которыми чаще всего сталкиваются практикующие юристы, можно на курсах повышения квалификации «Банкротство: от доктрины до судебной практики. Системный анализ» и «Банкротство гражданина»

Рекомендуем

Статья

Медвежья услуга: как решить вопрос банкротства, не прибегая к посредникам

Банкротство — это не просто финансовая трудность, а серьезный кризис. Государство разработало ряд мер, чтобы помочь гражданам и компаниям выйти из этой ситуации, но рядом с законной поддержкой существует и целая индустрия сомнительных посредников. Под видом помощи они часто лишь усугубляют долговые проблемы. В этом материале «Сфера» с помощью экспертов разобралась, кто эти посредники, чем они опасны и какие существуют безопасные и эффективные способы решения проблемы банкротства.

Статья

Как отбиться от банкротства: подойдет ли для этого индивидуальная рассрочка

В России снижается количество банкротств: в 2023 году их зафиксировано на 18% меньше, чем в 2022-м. Это стало возможным благодаря распространению такого инструмента как реструктуризация долга, в которую входят в том числе и индивидуальные рассрочки. Мы поговорили с экспертами «Сферы» о том, в каких случаях стоит использовать этот вариант и действительно ли он такой эффективный.

Статья

Адвокаты в сфере реструктуризации и банкротства объединяются в Ассоциацию

Федеральная палата адвокатов поддержала идею создания российского сообщества адвокатов, специализирующихся на ведении дел о банкротстве и реструктуризации. На встрече главы ФПА Светланы Володиной и директора Института реструктуризации и банкротства Университета имени О.Е. Кутафина Евгения Суворова удалось обсудить процесс создания Ассоциации адвокатов в сфере реструктуризации и банкротства» (ААРБ), первоначальные направления деятельности и критерии для вступления в новое объединение.

Нужно хоть что-то написать