Сильные и независимые: о правах женщины с детской коляской

Родители с маленькими детьми в транспорте, магазине или общественном пространстве вызывают две противоположные реакции. У одних — раздражение, у других — желание помочь. Для самой же молодой матери многие простые действия, например, посадка в самолет, с ребенком превращаются в целое приключение, а самостоятельный спуск в подземку граничит с нарушением правил общественного порядка.
Время прочтения: 5 минут

Поездки по нормам и без

В Правилах пользования Петербургским метрополитеном говорится о том, что женщина с детской коляской не имеет права самостоятельно спускаться и подниматься по эскалатору. Делать это можно только в присутствии сотрудника перевозчика. Конечно, это не означает, что маме с малышом в ожидании придется часами томиться у эскалатора, но время на дорогу это условие добавит точно.

Подчеркнем, женщина обязана воспользоваться помощью сотрудника метро при перевозке детской коляски. Если игнорирует это требование — значит, нарушает. И ее имеют право не пустить в подземку. Правда, такое правило существует только в Петербурге.

Партнер коллегии адвокатов Pen&Pen Екатерина Тягай объясняет, что если речь идет о метрополитене, то перевозчик вправе организовывать сопровождение и оказание помощи отдельным категориям пассажиров, в том числе многодетным семьям, одиноким матерям, следующим с ребенком (детьми), родителям с детьми до 10 лет.

Таким образом, предоставление помощи — право перевозчика. Поскольку Правила пользования Петербургским метрополитеном вводятся Постановлением Правительства Санкт-Петербурга, спорить с ними бесперспективно.

Есть и общие федеральные требования. Они предусматривают большую свободу перевозчика в этом вопросе.

Метрополитен не обязан предоставлять каждому пассажиру отдельное место для сидения, однако должен обеспечить размещение в вагонах указателей мест для пассажиров с детьми. Приказ Минтранса России от 26.10.2018 № 386 «Об утверждении Типовых правил пользования метрополитеном» прямо на это указывает.

«В свою очередь, на пассажира, перемещающегося с ребенком, возлагается обязанность соблюдать требования, направленные на обеспечение безопасности ребенка при использовании транспорта. Например, в метрополитене пассажир обязан держать малолетнего ребенка за руку или на руках при перевозке без использования детских колясок. При этом ответственность за нарушение ребенком тишины при использовании транспорта для родителя (иного сопровождающего лица) не предусмотрена», — уточняет Екатерина Тягай.

Таким образом, на уровне актов отдельных ведомств признается необходимость оказания помощи пассажирам с детьми. Для метрополитена прямо предусмотрено, что организация оказания такой помощи — это право, а не обязанность перевозчика.

«Что касается иных видов транспорта, то в «Общероссийском классификаторе занятий» (принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2020-ст) указано, что в обязанности проводников железнодорожного вагона, бортпроводников, стюардов, кондукторов входит оказание помощи пассажирам с детьми. Применительно к отдельным видам транспорта установлены различные особенности, учитывающие специфику передвижения с ребенком», — говорит Екатерина Тягай.

Например, в пунктах пропуска через государственную границу РФ могут создаваться специальные условия (отдельные каналы) для пассажиров с детьми. Их досмотр осуществляется в приоритетном порядке. Более того, как следует из приказа Минтранса России от 29.01.2010 № 21, в отдельных случаях по решению должностных лиц пограничного и таможенного органов допускается осуществлять контроль отдельных категорий пассажиров на борту воздушного средства или у его трапа.

Не выгонят ли из самолета

Такая вероятность есть. Речь идет об отказе сдать детскую коляску в багаж. Она не считается ручной кладью и перевозится так же, как и все остальные крупногабаритные вещи. Исключение — складывающиеся до небольших размеров (55×40×23 см) коляски. Многим женщинам такое требование не по душе, однако оно продиктовано тем, что коляска, перекрывшая проход между сиденьями, заблокирует передвижение по салону пассажиров и сотрудников авиакомпании.

Право на кормление

Неутихающие споры в российском обществе провоцирует и кормление детей грудью в общественных местах. Молодая мать имеет полное право игнорировать все замечания по этому поводу, так как закон разрешает ей кормить в любом месте, где бы она ни находилась, в том числе на игровых площадках, территориях, прилегающих к школам и детским садам, транспорте.

Таким образом, где и как кормить — выбор матери, не допускающий ограничений. Это касается и вопроса, чем кормить. В соответствии с ч. 2 ст. 25 ФЗ «О рекламе» буклеты, ролики, плакаты и т.д., посвященные детским смесям, должны содержать утверждение о преимуществах грудного вскармливания детей, а также сведения о возрастных ограничениях применения таких продуктов и предупреждение о необходимости консультаций специалистов. Не ущемляет ли это права матерей, особенно тех, что по тем или иным причинам не могут прибегнуть к естественному вскармливанию?

«Законодатель не устанавливает приоритет определенного способа кормления, а стремится обеспечить информированность матери о том, что использование заменителей женского молока не равноценно грудному вскармливанию. На наш взгляд, это не нарушает права матери, а направлено на соблюдение интересов матери и ребенка», — резюмирует Екатерина Тягай.

Женщина с детской коляской в целом предоставлена сама себе. Помогать ей никто не обязан (за рядом исключений). На помощь ей приходят социальные механизмы взаимопомощи. Придержать дверь в магазине или помочь поднять коляску на ступеньку в автобусе — действия, которые включены в культурную систему общества. И поэтому в законодательном урегулировании по большому счету не нуждаются.

Источник изображения: freepik.com

Рекомендуем

Авторский взгляд

Клип на миллионы: конфликт между Шнуровым и Собчак глазами юристов

Скандал, развернувшийся на фоне нового клипа солиста группы «Ленинград» Сергея Шнурова, не утихает вторую неделю. Мишенью сатиры музыканта стала ведущая Ксения Собчак, с которой артист уже давно выясняет отношения в социальных сетях. Однако на этот раз был создан опасный прецедент — в разборки взрослых втянули ребенка. «Сфера» решила разобраться, может ли ситуация обернуться против острого на язык певца с точки зрения права.

Авторский взгляд

Дипфейки и ответственность за их распространение. Что важно знать

Про дипфейки, или подделки, созданные с помощью нейросетей, знают многие. Это фальшивые информационные материалы часто используются для кибермошенничества или негативного влияния на репутацию частных лиц и компаний. Анастасия Кочетова, юрисконсульт по информационной безопасности RTM Group, специально для «Сферы» рассказала, какие риски с точки зрения закона связаны с применением дипфейков.

Авторский взгляд

Родительские выплаты до 23 лет: что предлагает Минюст и кого это коснётся?

Срок выплаты алиментов в России могут продлить - сейчас родитель должен помогать ребенку до совершеннолетия, а инициаторы законопроекта предлагают увеличить возраст до 23 лет. В чем преимущества нововведения? Не приведет ли оно к росту числа злостных неплательщиков? И можно ли будет оспорить выплаты? На эти и другие вопросы специально для «Сферы» ответил адвокат КА «Мосюрцентр» Андрей Жолудев в своей авторской колонке

Нужно хоть что-то написать