Незаметно включенная в стоимость страховка, избыточные уведомления или скидка на автомобиль в обмен на ненужные услуги — все это стало частью маркетинговых стратегий компаний.
Практика «навязывания», когда услуга или товар продвигаются под разными предлогами — серьезная проблема для потребителей. И нет практически ни одной сферы, в которой эта она не проявлялось бы в той или иной степени.
Ранее широко распространенной практикой были платные допуслуги при кредитовании. Например, СМС-оповещение, которое при наличии интернет-банка не актуально вовсе. Однако с 2023 года введены штрафы за навязывание подобных сервисов. Если услугу уже подключили, заемщик вправе в течение месяца отказаться от нее и потребовать возврата средств.
Если банк отказывает в кредите из-за несогласия клиента на оформление дополнительных услуг или не дает полной информации о них, это нарушение прав потребителя.
В таких случаях нужно обратиться с жалобой в Роспотребнадзор или Центральный банк России.
В 2024 году Банк России отметил рост недобросовестных практик в сфере автокредитования. Клиентам предлагали доп.услуги, но после заключения договора возврат средств за них либо невозможен, либо производится частично.
Отмечу еще одну из важных сфер — здравоохранение. К сожалению, до сих пор существует множество медицинских центров, где навязывание дополнительных услуг мастерски завуалировано. Такие клиники заманивают клиентов телефонными звонками и обещают бесплатную диагностику, осмотр и т.д. На деле это лишь способ привлечь человека и убедить заплатить за ненужное лечение. Стоит ли говорить, что жертвами чаще всего становятся люди преклонного возраста.
Но проблема не ограничивается этими сферами. Просто так приобрести, например, телевизор тоже не получится — вам непременно и очень настойчиво будут рекомендовать доплатить за расширенную гарантию.
Хорошо, если это просто рекомендация, от которой есть возможность отказаться. Известны случаи, когда продажа сопровождается легендой, что именно это предложение действительно исключительно с расширенной гарантией — и никак иначе.
В 2023 году в КоАП ввели штрафы за принуждение к покупке дополнительных услуг: 2–4 тыс. руб. для ИП, 20–40 тыс. руб. для юрлиц. Но это не улучшило ситуацию — жалоб в Роспотребнадзор стало только больше.
Эти данные стали причиной изменений в законе «О защите прав потребителей». Теперь включение в договор платной опции без прямого согласия клиента может обойтись компании дорого. Так, для юридических лиц штраф увеличивается до 1 млн рублей, для ИП — до 300 000 рублей.
Также гражданин теперь вправе требовать возврат денежных средств за платную услугу. А компания обязана их вернуть в течение трех дней.
Для этого необходимо:
- составить письменную претензию, указав свои данные (Ф.И.О., контакты);
- описать, что произошло (ссылаясь на закон) с требованием вернуть деньги за навязанные услуги;
- приложить копии договора, чеки, платежки.
Отправить претензию можно заказным письмом или вручить лично под подпись.
Потребителям важно понимать, что закон защищает их права. И чем быстрее будет подана претензию, тем быстрее вернут денежные средства (или даже компенсацию). Если же в компании тянут с ответом или ведут себя недобросовестно, рекомендую обращаться в Роспотребнадзор или Центробанк (для финансовых организаций).
Закон защищает не только права граждан, но и права добросовестного бизнеса, не использующего кросс-продажи в агрессивной и лукавой форме. У клиента должно быть право выбора. Принцип прозрачности и добровольности лежит в основе честной конкуренции.
Изображение создано Freepik, www.freepik.com