Как изменятся наказания за «навязывание» услуг и товаров?

С 1 сентября вступает в силу закон, который в 40 раз увеличит штрафы для маркетплейсов, автосалонов, управляющих компаний и других организаций, предлагающих покупателям в «добровольно-обязательном» порядке платные сервисы. Поможет ли новый закон потребителям отказаться от навязанных услуг? Как действовать, если директивно предлагают то, что не хочется приобретать? На эти и другие вопросы в авторской колонке для «Сферы» ответила Евгения Боднар, руководитель отдела по сопровождению клиентов по кредитам и долгам «Финансово-правового альянса».
Время прочтения: 7 минут

Незаметно включенная в стоимость страховка, избыточные уведомления или скидка на автомобиль в обмен на ненужные услуги  все это стало частью маркетинговых стратегий компаний.

Практика «навязывания», когда услуга или товар продвигаются под разными предлогами — серьезная проблема для потребителей. И нет практически ни одной сферы, в которой эта она не проявлялось бы в той или иной степени.

Ранее широко распространенной практикой были платные допуслуги при кредитовании. Например, СМС-оповещение, которое при наличии интернет-банка не актуально вовсе. Однако с 2023 года введены штрафы за навязывание подобных сервисов. Если услугу уже подключили, заемщик вправе в течение месяца отказаться от нее и потребовать возврата средств.

Если банк отказывает в кредите из-за несогласия клиента на оформление дополнительных услуг или не дает полной информации о них, это нарушение прав потребителя.

В таких случаях нужно обратиться с жалобой в Роспотребнадзор или Центральный банк России.

В 2024 году Банк России отметил рост недобросовестных практик в сфере автокредитования. Клиентам предлагали доп.услуги, но после заключения договора возврат средств за них либо невозможен, либо производится частично.

Отмечу еще одну из важных сфер — здравоохранение. К сожалению, до сих пор существует множество медицинских центров, где навязывание дополнительных услуг мастерски завуалировано. Такие клиники заманивают клиентов телефонными звонками и обещают бесплатную диагностику, осмотр и т.д. На деле это лишь способ привлечь человека и убедить заплатить за ненужное лечение. Стоит ли говорить, что жертвами чаще всего становятся люди преклонного возраста.

Но проблема не ограничивается этими сферами. Просто так приобрести, например, телевизор тоже не получится — вам непременно и очень настойчиво будут рекомендовать доплатить за расширенную гарантию.

Хорошо, если это просто рекомендация, от которой есть возможность отказаться. Известны случаи, когда продажа сопровождается легендой, что именно это предложение действительно исключительно с расширенной гарантией — и никак иначе.

В 2023 году в КоАП ввели штрафы за принуждение к покупке дополнительных услуг: 2–4 тыс. руб. для ИП, 20–40 тыс. руб. для юрлиц. Но это не улучшило ситуацию — жалоб в Роспотребнадзор стало только больше.

Эти данные стали причиной изменений в законе «О защите прав потребителей». Теперь включение в договор платной опции без прямого согласия клиента может обойтись компании дорого. Так, для юридических лиц штраф увеличивается до 1 млн рублей, для ИП — до 300 000 рублей.

Также гражданин теперь вправе требовать возврат денежных средств за платную услугу. А компания обязана их вернуть в течение трех дней.

Для этого необходимо:

  • составить письменную претензию, указав свои данные (Ф.И.О., контакты);
  • описать, что произошло (ссылаясь на закон) с требованием вернуть деньги за навязанные услуги;
  • приложить копии договора, чеки, платежки.

Отправить претензию можно заказным письмом или вручить лично под подпись.

Потребителям важно понимать, что закон защищает их права. И чем быстрее будет подана претензию, тем быстрее вернут денежные средства (или даже компенсацию). Если же в компании тянут с ответом или ведут себя недобросовестно, рекомендую обращаться в Роспотребнадзор или Центробанк (для финансовых организаций).

Закон защищает не только права граждан, но и права добросовестного бизнеса, не использующего кросс-продажи в агрессивной и лукавой форме. У клиента должно быть право выбора. Принцип прозрачности и добровольности лежит в основе честной конкуренции.




 

 Изображение создано Freepik, www.freepik.com

Рекомендуем

Статья

Штрафы, блокировки, аресты: чем опасно использование запрещенных стикеров

С февраля в Телеграм начали блокировать стикерпаки, а с 12 марта часть из них официально запретили на основании судебных решений. Причиной стало признание экстремистскими картинок с нацистской символикой, атрибутикой «Ку-клукс-клана» и скинхедов. Их распространение нарушает статью 282.4 УК РФ, которая запрещает демонстрацию запрещённой символики. Что ждет россиян, если они продолжат использовать запрещенные изображения и заблокируют ли мессенджер — читайте в материале «Сферы».

Статья

Дачник и КоАП: что должен знать каждый садовод

«Моя земля — мои правила» — совершенно не рабочее правило в случае использования земельного участка на территории России. Как не нарваться на штраф в совершенно безобидных, на первый взгляд, вещах — в инфографике «Сферы».

Статья

Плата за ожидание: что такое неустойка и как рассчитать ее размер?

Далеко не все должники вовремя отдают денежные средства, как и контрагенты по гражданско-правовым договорам не всегда торопятся исполнить возложенные на них обязательства в оговоренный срок. Другая сторона тем временем испытывает неудобства и в некоторых случаях даже несет убытки. Если дело доходит до суда, решение такого рода споров может затянуться, но в конечном итоге нарушителей ждут санкции, а потерпевших — вознаграждение в виде неустойки. «Сфера» разбирается, кто может рассчитывать на выплаты и как грамотно их рассчитать.

Нужно хоть что-то написать