Если говорить вкратце, Шнуров и певица Зоя выпустили совместную композицию под названием «Шмарафон». Фамилия Собчак в тексте не упомянута, впрочем, об отсылке к ведущей несложно догадаться. Помимо обидных сравнений с лошадью, в песне артист вспоминает о смертельном ДТП в Сочи с участием Ксении, а также намекает на то, что журналистка «ходила налево» будучи в браке с Максимом Виторганов и их общий ребенок Платон якобы сильно похож на политика Сергея Капкова (СМИ приписывают Собчак роман с ним).
«Ты не Боуи, не Мэнсон, даже не Лепс»
Реакция на клип Шнура про Собчак последовала незамедлительно. Все причастные высказались. С разной степенью интеллигентности.
Первой отреагировала героиня композиции. «Сережа, молодость не вернешь и со стареющего тела папилломы не выведешь, но дар еще можно постараться возродить. Просто слезь с кефира, выпей снова то, что дарило нам всем того Шнура…Конечно ты не Боуи, не Мэнсон, даже не Лепс. Но, черт возьми, ты — Шнур! Это тоже марка! Так что или заткнись уже, или делай что-то крутое», — написала телеведущая в своей социальной сети.
Следом на песню «Шмарофон» обиделся экс-супруг Максим Виторган. «Ты серьёзно шутишь по поводу моего сына — мой он или не мой? — обратился он к Шнурову через соцсети. — Я помню времена, когда ты почитал за честь бесплатно выступать на дне рождения Собчак, потому что там было много потенциальных покупателей твоего марафона под названием «Ленинград» — лучший корпоратив».
Нынешний муж Собчак Константин Богомолов был лаконичен. «Мы в лице Шнурова имеем уникальный случай вживую следить за трансформациями Шарикова», — заявил он.
К дискуссии подключились российские селебретис. За лидера группировки «Ленинград» высказывались те, кто уже пострадал от острого языка Собчак. За Ксению Анатольевну встали горой ее друзья и поклонники.
Сейчас, когда первая эмоциональная реакция немного утихла, к анализу конфликта Шнурова и Собчак подключились представители юридического сообщества.
Нарушены ли права?
По словам юриста в области защиты бизнеса и граждан Владислава Ким, музыкант, будучи публичным и медийным лицом, нарушил гражданское законодательство, покушаясь на нематериальные блага, предусмотренные ст. 150 Гражданского кодекса РФ (достоинство личности, честь и доброе имя). Также следует учесть, что слушателей никто не предупредил о юмористическом характере нашумевшего клипа. Получается, что человек может субъективно воспринять видеоматериал в крайне негативном ключе по отношению к адресатам песни — Ксении и ее экс-супругу.
Эксперт уверен, что Собчак имеет полное право призвать Шнурова к ответу, предъявив ему иск о защите чести и достоинства личности. Однако в том, что она выиграет дело, сомневается управляющий партнёр Московской коллегии адвокатов «Спицын, Пивоваров и партнеры» Антон Пивоваров. «На мой взгляд, судебные перспективы очень скромные. Прямых ссылок на Собчак нет, все завуалированно, витиевато», — поясняет юрист.
При этом, указывает Антон Пивоваров, согласно положениям статьи 152 ГК РФ, шансы защитить свою честь есть у Максима Виторгана, так как на него в скандальном клипе есть прямое указание и оскорбление — в песне поется, что актеру «наставили рога».
«Можно сделать вывод, что данная информация при неподтвержденных данных может нанести вред не только деловой репутации Максима, но и его сыну», — подчеркивает адвокат.
Последствия для ребенка
«Это действительно очень грубое нарушение прав ребенка со стороны публичного исполнителя, — поддерживает коллегу партнер коллегии адвокатов «Джей Энд Эс Лигал Каунселз Энд Трастиз» Константин Ерохин. — Надо понимать, что дети публичных персон более остро реагируют на сплетни в отношении родителей. Невинная на взгляд Шнурова шутка в будущем может оказать влияние на жизнь Платона».
Эксперт добавляет, что у каждого человека есть право на неприкосновенность частной жизни, оно возникает с момента рождения, не отчуждается и не передается никаким способом. Соответственно, подобные высказывания в унизительной и издевательской форме это право нарушают. «Согласно действующему уголовному кодексу, за нарушение неприкосновенности частной жизни может наступить ответственность по статье 137 УК РФ: штраф до 200 000 рублей или лишение свободы на срок до 2-х лет», — напоминает Константин Ерохин.
Возможно также стоит обратить внимание на статью 4 ФЗ от 24.07.1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», добавляет Владислав Ким. «В указанной норме особым образом выделяется ответственность юридических, а также должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда. В таком случае, органы прокуратуры, в частности отдел по надзору за исполнением законодательства в отношении несовершеннолетних лиц, правомочны провести проверку по факту возможного нарушения», — подчеркивает юрист.
Лингвистическая экспертиза и компенсация
Все опрошенные эксперты сходятся во мнении, что при рассмотрении подобного дела не обойтись без лингвистической экспертизы. Специалисту придется доказать факт распространения сведений в новой песне Шнурова про Собчак, их недостоверность, а также порочащий характер.
Что касается размера компенсации, единого мнения на этот счет нет. Впрочем, юристы согласны с тем, что при установлении суммы суд обязательно учет факт вовлечения в «орбиту» конфликта несовершеннолетнего.
«Моральный вред, учитывая публичность Шнурова и охват его аудитории, может быть значительным. Я думаю, что в подобной ситуации можно требовать у суда компенсации в размере 30-50 миллионов рублей», — добавляет Константин Ерохин.
Антон Пивоваров считает, что в этом деле можно рассчитывать на конечную компенсацию в размере до миллиона рублей.
Последствия для контента
Если в суде докажут факт умаления Сергеем Шнуровым чести и достоинства Ксении Собчак, подтвержденный, в том числе, результатами лингвистической экспертизы, автора песни обяжут удалить порочащий материал, размещенный как на YouTube, так и на других сервисах, резюмирует Владислав Ким. Такое требование указано в статье 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Источник изображения: Википедия