«Сдал вещь, а ее испортили»: инструкция для клиентов недобросовестных химчисток

Юрист рассказывает, как действовать в такой ситуации.
Время прочтения: 4 минуты

Помните: предупреждение вас о последствиях не освобождает химчистку от ответственности

До принятия вещи сотрудник химчистки должен внимательно ее осмотреть и рассказать вам о возможных негативных последствиях чистки при помощи химических препаратов.

Обратите внимание: выданная вам квитанция может содержать стандартный пункт о том, что вы предупреждены о вероятном возникновении дефектов. Однако это не освобождает предприятие от ответственности за порчу вещи.

При передаче вам вещи проверьте, не испорчена ли она

Если вы заметили повреждения на вещи или изменение цвета при ее передаче после чистки, составьте акт с указанием обнаруженных дефектов. После этого вещь можно забрать. Если сотрудники химчистки оформить такой акт отказываются, вещь лучше оставить у них и направить в адрес организации письменную претензию.

Если дефекты вы обнаружили после того, как ушли из химчистки, то предъявить претензию будете вправе при наличии скрытых дефектов.

Если химчистка не признает свою вину, направьте претензию

Претензию можно написать в произвольной форме. Нужно подготовить два экземпляра и передать их сотруднику химчистки. На одном из них он должен поставить печать, подпись и дату, а затем вернуть вам. Если претензию вашу не примут, направьте ее на юридический адрес организации по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.

В претензии вы вправе по своему выбору потребовать (ст. 29 Закона о защите прав потребителей):

  • безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);
  • уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);
  • безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы;
  • возмещения понесенных вами расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.

Если с вами не согласны, настаивайте на проведении экспертизы

В случае несогласия химчистки с выявленными повреждениями вы можете потребовать проведения независимой экспертизы. Также можно забрать вещь после составления акта или подачи претензии и провести экспертизу за свой счет. Тогда обязательно сохраните квитанцию об оплате. Ваши расходы химчистка обязана будет компенсировать, если окажется, что дефекты на вещи появились по ее вине.

Вам могут потребоваться результаты двух видов экспертизы:

  • технологическая экспертиза позволит выявить нарушение технологии химической чистки (на проведении именно такой экспертизы вы можете настаивать, если возник спор с химчисткой);
  • товароведческая экспертиза нужна, когда нет товарного чека на изделие или необходимо определить его рыночную стоимость с учетом износа.

Если ваши требования игнорируют, обратитесь в суд

Ваши требования химчистка должна выполнить в назначенный вами разумный срок. Он определяется исходя из договора или иных документов, подписанных между химчисткой и вами.

При невыполнении или просрочке выполнения требований придется обратиться в суд. В просительной части иска обязательно укажите одно из требований, которые были изложены в досудебной претензии. Также вы вправе дополнительно потребовать компенсацию морального вреда, взыскания штрафа, неустойки и судебных расходов.

Потребители освобождены от уплаты госпошлины, если цена иска не превышает 1 млн руб.

В заключение  совет: сдавайте вещи на чистку только в проверенные места.

Материал раздела «АГ-Эксперт» «Адвокатской газеты».

Автор: Татьяна Рябцева, юрист, профессиональный медиатор, эксперт pro bono уполномоченного по защите прав предпринимателей в г. Москве, член московского регионального отделения «Деловая Россия», начальник юридического отдела ООО «Идеи для здоровья»

Источник изображения: Freepik

Рекомендуем

Статья

Принято ужесточить: что ждет граждан за умышленную порчу чужого имущества?

Госдума приняла законопроект, направленный на ужесточение наказания за умышленную порчу чужого имущества. Хулиганам может грозить до пяти лет лишения свободы. Нововведение призвано усилить защиту прав граждан и организаций, а также противодействовать преступлениям, мотивированным ненавистью. Подробнее в материале «Сферы».

Статья

Авиарейтинг и 10 млн самозапретов на кредиты: главные новости уходящей недели

В России разрабатывают условия возвращения иностранных компаний. Общественный совет при Роспотребнадзоре предложил создать рейтинг недобросовестных авиакомпаний. Наказание за дипфейки планируют ужесточить. О главных новостях этой недели — в традиционном дайджесте «Сферы».

Статья

Одна заявка — и всё готово? Как планируют упростить лицензирование

В России продолжается эксперимент по цифровизации разрешительной системы — его продлили до 31 декабря 2025 года. Суть реформы в том, чтобы облегчить предпринимателям доступ к лицензиям и разрешениям: теперь можно подать единое заявление через портал «Госуслуги», а дальше система сама направит его во все нужные инстанции. Это решение должно снизить бюрократическую нагрузку и избавить бизнес от лишней бумажной волокиты. Что именно изменится — рассказываем в материале «Сферы».

Нужно хоть что-то написать