Молодежь и маргиналы «под прицелом»
Авторы инициативы указывают: в России участились случаи вербовки россиян иностранными спецслужбами, которые посредством Интернета за вознаграждение предлагают совершить поджоги административных зданий правоохранительных органов, объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств, средств связи и объектов жизнеобеспечения населения. Поэтому в действующую статью 167 УК РФ необходимо внести корректировки.
«Особый упор делается на вовлечение в противоправные действия несовершеннолетних, радикалов, маргинальных слоев населения, не обладающих базовыми юридическими познаниями и не отдающих себе отчет в тяжести совершенных деяний», — рассказывает юрист Юлия Донская.
Оказывая психологическое давление на собеседников, продолжает спикер, злоумышленники под различными выдуманными предлогами, представляясь сотрудниками правоохранительных органов и используя методы воздействия, склоняют людей к совершению преступления.
Умышленная порча имущества регулируется статьей 167 УК РФ. Основными мотивами таких преступлений традиционно выступали личные конфликты, хулиганские побуждения или корыстные цели. Наказание варьировалось от штрафа до двух лет лишения свободы, если ущерб признавался значительным.
В случаях, когда действия не представляли существенной общественной опасности, порча имущества могла квалифицироваться как административное правонарушение (статья 7.17 КоАП РФ), что влекло за собой наложение штрафа или обязательных работ.
Не все так однозначно
Юлия Донская отмечает, что ужесточение наказания за умышленную порчу чужого имущества вызывает споры. С одной стороны, это может снизить число преступлений, с другой — есть риск, что наказания станут слишком строгими и несправедливыми.
Судебная практика показывает разные подходы к таким делам. Например, в первом случае мужчина в пьяном состоянии из-за личной неприязни поджег бумагу в машине, что привело к пожару и ущербу в 457 000 рублей. Суд в Липецке назначил ему условный срок по статье 167 УК РФ (дело №1-162/2024).
Во втором случае гражданин разбил зеркало чужой машины. Мировой судья оштрафовал его по КоАП, но тот отказался платить за ущерб, и владелец машины подал иск в другую инстанцию. В итоге Новооскольский суд взыскал с виновника 48 700 рублей (дело №2-299/2024).
«Ужесточение наказания за порчу имущества из-за ненависти или внешнего влияния важно для безопасности, но нужен комплексный подход — не только строгие законы, но и профилактика, обучение людей праву, борьба с внешними угрозами», – резюмировала Юлия Донская.
Изображение создано Freepik, www.freepik.com