На российский бизнес сейчас влияет целый комплекс взаимосвязанных факторов. В первую очередь макроэкономических.
«Инфляция на уровне 6,5% и ключевая ставка 12% резко ограничили доступность кредитов. Курсовые колебания рубля в пределах 68-80 рублей за доллар увеличили стоимость импортных комплектующих и оборудования», — объясняет основатель финтех-сервиса по международным платежам и переводам Альберт Бодокия.
По его словам, ситуацию усугубил внутренний спрос, который оказался слабее ожиданий. Реальные доходы населения снижаются, а потребительская активность упала на 4% по сравнению с 2024 годом. Особенно это ударило по малому бизнесу в торговле и общепите, где выручка снизилась на 10%.
Топливо и электроэнергия подорожали на 8-12%, а необходимость держать большие товарные запасы удвоила складские расходы. Финансовые барьеры усилились: средняя ставка по краткосрочным кредитам для МСП превысила 16%, а банки усилили контроль за соблюдением бизнесом законов и стандартов (комплаенс).
В каких отраслях наибольшие потери?
Сложности фиксируются в строительстве и транспорте. Здесь доля убыточных компаний достигла 45 и 42% соответственно. Малый ритейл также в минусе: 38% игроков завершили полугодие с отрицательным балансом. Экспортно-зависимые отрасли показали 36% убыточных организаций.
Наименее стабильными отраслями стали угледобывающая промышленность (вследствие падения глобального спроса, пошлин в Китае и перехода на «зеленую» энергетику), ЖКХ (тарифы не покрывают реальные расходы), логистика (рост затрат на технику и кредиты) и научные исследования (сокращение финансирования).
«Более устойчивыми оказались агропромышленный комплекс, где убытки зафиксировали 18% компаний, IT и цифровые сервисы с 15%, внутренний туризм с 22% и фармацевтика с 12%. Крупные корпорации в целом лучше держат удар благодаря диверсификации, в то время как малые предприятия остаются наиболее уязвимыми», — рассказывает «Сфере» Бодокия Альберт.
Также неплохие показатели были достигнуты в следующих отраслях:
- производство бумаги, пластика, текстиля и оптовая торговля;
- IT-сектор, поддерживаемый налоговыми льготами;
- промышленное производство и машиностроение, особенно в сфере ВПК.
«Крупные корпорации в целом лучше держат удар благодаря распределению рисков путем вложения денег или ресурсов в разные направления бизнеса», — добавляет эксперт.
Где искать спасение?
В условиях кризиса компании делают ставку на операционную эффективность. Внедрение цифровых решений, таких как CRM и ERP-системы, позволяет компаниям сокращать издержки на 10–15%.
Параллельно набирают силу две стратегии: переориентация на внутренний спрос и ускоренное развитие электронной торговли. Все чаще, замечает специалист, предприниматели объединяются, чтобы совместно использовать склады и транспортные платформы.
«Государство пытается поддержать бизнес через субсидированные кредиты под 4-6% для МСП, налоговые каникулы для стартапов и инвестиционные вычеты. Важное направление — помощь экспортерам, включая компенсацию части логистических расходов», — рассказывает Альберт Бодокия.
Не остается и в стороне финансовый сектор, который подключается через реструктуризацию кредитов и выпуск «зеленых» и «социальных» облигаций. Постепенно развивается рынок частных фондов прямых инвестиций.
Перспективы
Рост убытков бизнеса создаёт угрозы для рынка труда: компании ограничивают повышение зарплат и могут сокращать численность сотрудников.
Инвестиции в обновление активов и развитие проектов откладываются.
Рост убытков бизнеса также оказывает серьёзное влияние на экономику. По словам экспертов, это снижает налоговые поступления в государственный бюджет. Компании сокращают инвестиции в развитие и накапливают долги, а банки и бюджет вынуждены их поддерживать через реструктуризацию кредитов и субсидии. В долгосрочной перспективе это замедляет экономический рост.
Президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин отмечает, что ситуацию могут смягчить снижение кредитной нагрузки, налоговые послабления и расширение господдержки.
При этом, как пишут СМИ со ссылкой на экспертов, во втором полугодии 2025 года ситуация может стабилизироваться благодаря снижению ключевой ставки, ускорению расчетов с госсектором и внедрению новых программ модернизации.
Изображение создано Freepik, www.freepik.com