Одной из последних экспертных исследований показало, что из 4 885 проанализированных компаний только 626 сразу запустили банкротный процесс после ухудшения своего положения на рынке. Остальные же компании в среднем функционировали 431 день до принятия такого решения.
«В современной экономике количество «зомби-компаний» растет, особенно после периода пандемии и дешевых кредитов. По некоторым оценкам, до 20% публичных компаний в развитых странах можно отнести к категории «зомби», – отметил адвокат Коллегии адвокатов «Мосюрцентр» Андрей Жолудев.
О явлении и его признаках
«Зомби-компаниями» называют те предприятия, которые не способны обслуживать даже процентные платежи по своим долгам за счет текущей прибыли. Такие организации существуют только благодаря постоянному рефинансированию долгов и внешней поддержке (например, от государства или банков).
«С экономической точки зрения такие компании уже «мертвы», но продолжают функционировать», – сообщил спикер.
Андрей Жолудев называет основные признаки «зомби-компаний»:
- отрицательный денежный поток;
- высокая долговая нагрузка;
- неспособность генерировать достаточную прибыль;
- зависимость от новых кредитов для погашения старых;
- работа в убыток на протяжении длительного периода.
Экономика в опасности?
Специалист предупреждает, «зомби-компании» могут наносить существенный ущерб экономической системе. «Мертвецы» могут блокировать ресурсы, занимая рыночную нишу, не давая развиваться более эффективным компаниям.
Также не вовремя заявившие о своей несостоятельности компании могут исказить конкуренцию, создавая неравные условия на рынке. Из-за таких «зомби» снижается производительность труда отрасли, увеличиваются системные риски в экономике и создается дополнительная нагрузка на банковский сектор.
Примеры от эксперта
- General Motors (до банкротства в 2009 году). Легендарный автопроизводитель годами накапливал долги и неэффективность, пока не объявил о банкротстве во время финансового кризиса. Только государственная поддержка и реструктуризация помогли компании выжить.
- Evergrande (Китай). Крупнейший китайский девелопер накопил огромные долги (более $300 млрд) и фактически стал "зомби" в 2021-2022 годах, создав серьезные риски для всего китайского рынка недвижимости.
- Japan Airlines (до 2010 года). Крупнейшая японская авиакомпания долгое время существовала как "зомби", пока не прошла через банкротство и реструктуризацию в 2010 году.
- Thomas Cook. Старейший туроператор мира несколько лет существовал как «зомби-компания» перед окончательным крахом в 2019 году.
Ликвидировать нельзя оставить
«Большинство экономистов считают, что «зомби-компании» необходимо ликвидировать, но этот процесс требует контроля. Если убрать такие компании сразу и резко, но это может привести к массовым увольнениям, проблемам в связанных отраслях, социальной напряженности и потере стратегически важных производств», – рассказал Андрей Жолудев.
Чтобы процесс ликвидации прошел мягко, говорит спикер, нужно своевременно выявлять «зомби-компании», разрабатывать программы реструктуризации, контролировать «устранение» в случае невозможности оздоровления, а также поддерживать работников при трудоустройстве.
«Важно понимать, что существование «зомби-компаний» – это не только экономическая, но и социально-политическая проблема. Их ликвидация должна проводиться с учетом всех возможных последствий и сопровождаться мерами по минимизации негативных эффектов для общества. В России тоже такие компании существуют, особенно в сегменте государственных предприятий и в регионах с высокой социальной значимостью отдельных производств», – прокомментировал «Сфере» Андрей Жолудев.
Решение проблемы «зомби-компаний», резюмирует спикер, требует системного подхода и политической воли.