«Зомби-компании» в экономике: когда мертвые продолжают ходить

За последние три года число дел о несостоятельности компаний снизилось почти на 52% – с 1 735 до 839 дел в год. Но некоторые бизнесмены, которые должны заявить о своем банкротстве, этого не делают. Их даже прозвали «зомби-компании». Что это за явление, мешает ли оно экономике и как решить проблему, рассказывает «Сфера».
Время прочтения: 5 минут

Одной из последних экспертных исследований показало, что из 4 885 проанализированных компаний только 626 сразу запустили банкротный процесс после ухудшения своего положения на рынке. Остальные же компании в среднем функционировали 431 день до принятия такого решения.

«В современной экономике количество «зомби-компаний» растет, особенно после периода пандемии и дешевых кредитов. По некоторым оценкам, до 20% публичных компаний в развитых странах можно отнести к категории «зомби», – отметил адвокат Коллегии адвокатов «Мосюрцентр» Андрей Жолудев.

О явлении и его признаках

«Зомби-компаниями» называют те предприятия, которые не способны обслуживать даже процентные платежи по своим долгам за счет текущей прибыли. Такие организации существуют только благодаря постоянному рефинансированию долгов и внешней поддержке (например, от государства или банков).

«С экономической точки зрения такие компании уже «мертвы», но продолжают функционировать», – сообщил спикер.

Андрей Жолудев называет основные признаки «зомби-компаний»:

  • отрицательный денежный поток;
  • высокая долговая нагрузка;
  • неспособность генерировать достаточную прибыль;
  • зависимость от новых кредитов для погашения старых;
  • работа в убыток на протяжении длительного периода.

Экономика в опасности?

Специалист предупреждает, «зомби-компании» могут наносить существенный ущерб экономической системе. «Мертвецы» могут блокировать ресурсы, занимая рыночную нишу, не давая развиваться более эффективным компаниям.

Также не вовремя заявившие о своей несостоятельности компании могут исказить конкуренцию, создавая неравные условия на рынке. Из-за таких «зомби» снижается производительность труда отрасли, увеличиваются системные риски в экономике и создается дополнительная нагрузка на банковский сектор.

Примеры от эксперта

  1. General Motors (до банкротства в 2009 году). Легендарный автопроизводитель годами накапливал долги и неэффективность, пока не объявил о банкротстве во время финансового кризиса. Только государственная поддержка и реструктуризация помогли компании выжить.
  1. Evergrande (Китай). Крупнейший китайский девелопер накопил огромные долги (более $300 млрд) и фактически стал "зомби" в 2021-2022 годах, создав серьезные риски для всего китайского рынка недвижимости.
  1. Japan Airlines (до 2010 года). Крупнейшая японская авиакомпания долгое время существовала как "зомби", пока не прошла через банкротство и реструктуризацию в 2010 году.
  1. Thomas Cook. Старейший туроператор мира несколько лет существовал как «зомби-компания» перед окончательным крахом в 2019 году.

Ликвидировать нельзя оставить

«Большинство экономистов считают, что «зомби-компании» необходимо ликвидировать, но этот процесс требует контроля. Если убрать такие компании сразу и резко, но это может привести к массовым увольнениям, проблемам в связанных отраслях, социальной напряженности и потере стратегически важных производств», – рассказал Андрей Жолудев.

Чтобы процесс ликвидации прошел мягко, говорит спикер, нужно своевременно выявлять «зомби-компании», разрабатывать программы реструктуризации, контролировать «устранение» в случае невозможности оздоровления, а также поддерживать работников при трудоустройстве.

«Важно понимать, что существование «зомби-компаний» – это не только экономическая, но и социально-политическая проблема. Их ликвидация должна проводиться с учетом всех возможных последствий и сопровождаться мерами по минимизации негативных эффектов для общества. В России тоже такие компании существуют, особенно в сегменте государственных предприятий и в регионах с высокой социальной значимостью отдельных производств», – прокомментировал «Сфере» Андрей Жолудев.

Решение проблемы «зомби-компаний», резюмирует спикер, требует системного подхода и политической воли.

Рекомендуем

Статья

«Разбанкротиться»: как восстановить свой статус после банкротства?

С какими последствиями предстоит столкнуться физическому или юридическому лицу, объявившему себя банкротом? Может ли он снять с себя этот статус? Если да, через какое время и с помощью какого алгоритма? На эти и другие вопросы «Сфера» нашла ответы у экспертов.

Статья

Компенсация инвесторам при банкротстве брокера: маркетинг или необходимость?

На рассмотрении в Госдуме находится законопроект, который определяет механизм компенсации стоимости имущества в случае банкротства брокера или управляющей компании. Что это за механизм и так ли он необходим, узнала «Сфера».

Статья

Игра в прятки: можно ли утаить криптовалюту при банкротстве

Если у банкрота имеется в наличии криптовалюта, то суд рассматривает ее как актив, который можно продать по закону о банкротстве. Но так ли это легко сделать и как открыть криптокошелек другого человека, разбирались вместе с экспертами «Сферы».

Нужно хоть что-то написать