«Ружье может выстрелить»: эксперт о новой редакции статьи 193 УК РФ

Как изменилась норма об ответственности за уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств и какие риски несут для бизнеса налоговые проверки – рассказывает партнер юридической фирмы Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP Виталий Чикин.
Время прочтения: 6 минут

В апреле 2020 года вступила в действие новая редакция статьи 193 Уголовного кодекса РФ (Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации). «Материальное основание ответственности по 193 статье УК РФ необходимо искать в законе «О валютном регулировании и валютном контроле», а именно в его статье 19, которая и устанавливает требования по репатриации денежных средств в иностранной валюте, либо в валюте Российской Федерации за переданные нерезиденту товары, выполненные для него работы или оказанные ему услуги. Либо репатриация должна быть осуществлена в том случае, когда резидент совершил предоплату и не получил от нерезидента ни товаров, ни работ, ни услуг, и при этом не исполнил требования 19 статьи о возврате денежных средств в Российской Федерации. Срок для возврата должен быть установлен во внешнеторговом договоре или договоре займа», – комментирует Виталий Чикин.  

Как отмечает эксперт, прежде, чем разбираться с уголовными последствиями нарушения закона «О валютном контроле», важно обратиться к его содержанию и самому определению «разрешенного» в валютном законодательстве. В статье 5 закона «О валютном регулировании» установлено: «Если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов (включая установление требования об использовании специального счета) не установлены органами валютного регулирования в соответствии с настоящим Федеральным законом, валютные операции осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений». Однако, отмечает Виталий Чикин, здесь существует важный нюанс, заключающийся в самой структуре валютного законодательства. Данное законодательство состоит из трех блоков, к каждому из которых применяется разное регулирование:

  • акты валютного законодательства – в этот блок входит только закон «О валютном регулировании» и принятые в соответствии с ним федеральные законы, здесь применяется принцип «что не разрешено – запрещено»;
  • так называемые акты органов валютного регулирования – именно для них, в отличие от актов законодательства, применяется принцип «что не запрещено – то разрешено»;
  • акты органов валютного контроля.

«Главное усвоить: у нас в валютном законодательстве установлен де-факто разрешительный порядок валютных операций, то есть только те операции, которые разрешены валютным законом, и являются разрешенными. Только те операции, порядок совершения которых установлен валютным законом, и являются разрешенными, поэтому если валютный закон устанавливает какие-то требования, то мы именно так и должны поступать, все иное является незаконной валютной операцией», – напоминает Виталий Чикин. 

Хотя еще в 2019 году обсуждалось упразднение статьи 193, в 2020 году она, вопреки ожиданиям, была дополнена. В итоге были введены следующие изменения:

  • Был увеличен порог, с которого наступает уголовная ответственность. По части 1 статьи 193 она наступает с суммы 100 миллионов рублей, при условии, что привлекаемое к уголовной ответственности лицо было ранее привлечено к административной ответственности по аналогичной статье (статья 15-25 КоАП). «Таким образом привлечь сейчас лицо к уголовной ответственности до того, как это лицо ранее было привлечено к ответственности административной, не представляется возможным. Надо признать, это существенное послабление», – комментирует Виталий Чикин.
  • Повышена ответственность за нарушение правил репатриации, часть 2 статьи 193 устанавливает равную повышенную ответственность за нарушения, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.

Предварительное следствие по 193 статье проводится органами внутренних дел, однако подобные преступления могут выявить и расследовать Федеральная таможенная служба и налоговые органы. Особое внимание Виталий Чикин обращает на налоговые проверки. «Мне часто задают вопрос: что будет, если в результате налоговой проверки налоговый орган выявит, что российское лицо заключило договор оказания услуг, по которому нерезидент оказывает российскому лицу услуги. Налоговая приходит с проверкой и выявляет, что услуги не были оказаны и на самом деле это были скрытые дивиденды. Понятно, что налоговому органу интересно выявить именно факт сокрытия за услугами дивидендов – они выплачиваются за счет чистой прибыли, а за их получение надо платить налог от 5 до 15%. Я много видел актов налоговых проверок именно по услугам, когда налоговая требовала переквалифицировать услуги в дивиденды, и должен сказать, что налоговая действительно цитирует 193 статью УК РФ, чтобы иметь возможность привлечь к уголовной ответственности», – объясняет Виталий Чикин.

Эксперт отмечает, что пока риск привлечения к уголовной ответственности в результате такой переквалификации не срабатывал, но, как и в ситуации с «чеховским ружьем» этот риск может оправдаться – «ружье может выстрелить». Однако даже в практике применения предыдущей редакции в качестве доказательств преступности деяния использовались акты налоговых проверок.

Как освободиться от уголовной ответственности за преступления по статье 193 УК РФ и почему мелочей не бывает даже в деятельном раскаянии? Как контролирующие органы узнают о нарушениях и на что обращают внимание чаще всего? Об этом – в лекции Виталия Чикина «Валютное регулирование, валютный контроль – административная и уголовная ответственность».

Источник изображения: wirestock - www.freepik.com

Рекомендуем

Авторский взгляд

Сложные вопросы квалификации легализации денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем

10 февраля 2023 года в Москве состоится конференция «Уголовное право: вызовы неопределенности». Образовательная онлайн-платформа Legal Academy собрала представителей ведущих юридических фирм, чтобы обсудить применение уголовного права в условиях быстро меняющейся общественной жизни. Одна из серьезных проблем, о которой будут говорить участники конференции — отмывание денежных средств или иного имущества преступным путем.

Авторский взгляд

Дестабилизация уголовного закона и нарушение принципа справедливости в целях ужесточения ответственности в сфере коррупционных преступлений

В 2011 году Федеральным законом от 4 мая 2011 года № 97-ФЗ была введена в УК РФ статья 291.1 «Посредничество во взяточничестве». Это стало одним из этапов реализации политики государства на расширение и ужесточение ответственности за коррупционные преступления. Вместе с тем вводимая статья пошатнула незыблемые постулаты уголовного права, что повлекло за собой споры в научном сообществе и среди практиков.

Статья

«На радость судьям»: что юристы думают об оглашении уголовных приговоров без мотивировок

Верховный суд России (ВС) намерен оптимизировать работу судей, сократив процедуру оглашения приговора по уголовным делам до вводной и резолютивной частей. Зачитывание полного текста судебного решения «носит неоправданно длительный характер», а для сохранения публичности процесса копии приговора будет достаточно, уверены в ВС. Насколько справедлива такая норма, решит ли она проблему перегруженности судей и как отразится на других участниках процесса, читайте в материале «Сферы».

Нужно хоть что-то написать