Разгрузочные дни: почему россияне стали меньше жаловаться на банки, МФО и коллекторов

За последние шесть месяцев в Банк России от потребителей финансовых услуг и инвесторов поступило порядка 150 тысяч жалоб на банки, МФО и коллекторов. Это на 8,9% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. С чем может быть связано сокращение числа заявлений, рассказала юрист по банкротству физических лиц компании «Финансово-правовой альянс», руководитель отдела сопровождения клиентов по кредитам и долгам Евгения Боднар в авторской колонке для «Сферы».
Время прочтения: 5 минут

МФО

Меньше всего обращений зафиксировано в сегменте микрофинансовых организаций. Россияне стали реже жаловаться на навязывание дополнительных услуг. Кроме того, немаловажным фактором является сокращение количества самих МФО - на 13% за год.

Еще в первом полугодии 2023 года статистика была совершенно иной – количество жалоб, напротив, оказалось рекордным, и росло до недавнего времени. Сейчас, ввиду консолидации отрасли, большую часть займов аккумулируют крупные организации.

Сильно изменилось содержание самих обращений в отношении МФО. Если в период с 2018 по 2021 год они касались преимущественно процедуры возврата, включая взыскание, то теперь фокус внимания переключился, например, на ошибки при передаче данных в бюро кредитных историй (БКИ) и перерасчет задолженности.

В ближайшее время число жалоб на микрофинансовые организации сократится еще больше. Это обусловлено изменениями законодательства – с 1 июля этого года в России действует новый порядок рассмотрения жалоб на МФО и банки. Теперь все финансовые организации обязаны делать это самостоятельно. Если заёмщик обратится в Банк России, регулятор перешлет заявление той МФО, чье действие или бездействие клиент и пытается обжаловать.

Коллекторские организации

Основная доля жалоб в этом сегменте касается многочисленных звонков, особенно в ночное время. Деятельность коллекторов регулируется законом, принятым в 2016 году, однако, как показала практика, осатется ряд неразрешенных вопросов, которые касаются  взаимодействия взыскателей с должником. Также необходимо учитывать, что до 1 февраля 2024 года в законе 230-ФЗ от 03.07.2016 года в приницпе отсутствовали такие понятия как «коллекторы» и «коллекторская деятельность».

Согласно статистике Федеральной службы судебных приставов (ФССП) за 2023 год, обоснованными были признаны 6,88 тысяч жалоб россиян на коллекторов — на 33,3% больше, чем годом ранее. В этом году ведомство приняло к рассмотрению на 18% меньше обращений граждан по вопросу возврата просроченной задолженности. Примечательно, что до вступления в силу закона 467-ФЗ ограничения по общению с должниками касались только коллекторов - теперь эта норма распространяется на банки и МФО, включенные в реестр ведомства.

С 1 февраля вступили в силу поправки, уточняющие способы взаимодействия коллекторов с должниками. Так, организацию могут исключить из официального реестра за неоднократные и грубые нарушения, которые повлекли имущественный ущерб или вред здоровью, или за неисполнение предписаний ФССП. Эти изменения побуждают взыскателей работать в правовом поле, соблюдая предписания закона, что в итоге сказывается на количестве жалоб от граждан.

Кредитные организации

В банковском сегменте картина менее привлекательная. В общем количестве жалоб доля кредитных организаций составляет 56,7%. Больше всего заявлений граждан связаны с мошенничеством. Однако эти летом в силу вступил закон, обязывающий банки приостанавливать переводы на два дня, если к получателю есть вопросы. Кроме того, теперь банки обязаны отключать доступ к дистанционному обслуживанию клиентам, которые занимаются выводом и обналичиванием похищенных денег. Платежные инструменты будут блокироваться, если при информационном обмене от правоохранительных органов поступят сведения об участии человека в мошеннической схеме.

По кредитным продуктам доля обращений, напротив, снизилась – показатель сократился на 15% в 2023 году. Также в прошлом году поступило вдвое меньше жалоб на навязывание дополнительных услуг. Здесь сработали охлаждающие меры к рекламе банковских продуктов.

Стоит упомянуть, что качество работы с обращениями за последнее время заметно выросло, что также влияет на сокращение количества жалоб. Предлагаются разные варианты решения спорных ситуаций, и в итоге большая часть заёмщиков «разруливает» проблему, минуя обращение к регулирующему органу.

Рекомендуем

Статья

Ваша ставка поплыла: выгодно ли будет брать нетипичные кредиты

Одобрен закон, согласно которому выдача гражданам кредитов с плавающей процентной ставкой будет ограничена. Зачем вводят данную меру и стоит ли вообще брать такие займы, обсудили с экспертами «Сферы».

Статья

Иск РАО к крупнейшим кинотеатрам и комиссии на эквайринг: главные новости уходящей недели

Изменение правил техосмотра автомобилей, продление упрощенной сертификации товаров, пятикратный рост мошеннических сайтов, спекулирующих на иностранных брендах. О главных новостях этой недели «Сфера» рассказывает в традиционном дайджесте.

Статья

«И друга приводите»: как работают финансовые пирамиды в России

Центробанк оценил потери россиян от участия в финансовых пирамидах в 10-12 миллиардов рублей в год. На крючок мошенников сегодня попадают не только пожилые и чересчур доверчивые граждане — схемы давно поменялась, а основная аудитория от экранов телевизоров перекочевала к компьютерам. «Сфера» разбиралась, как обманывают тех, кто жаждет заработать быстро и легко.

Нужно хоть что-то написать