Законопроект, как отмечает земельный юрист Анна Пономарева, не затрагивает основания для перевода земель, а меняет лишь процедуру. «Смысл меры — изменить процесс согласования, а не критерии перевода».
В пояснительной записке к документу подчеркивается необходимость предотвратить сокращение площадей сельхозземель и исключить злоупотребления при принятии решений. Инициатива стала ответом на случаи нецелевого использования участков. Для решения этой проблемы вводится обязательное согласование с Минсельхозом: теперь перевод земель будет возможен только при наличии веских и объективных причин, что позволит усилить контроль и минимизировать риски неоправданных изменений.
Новые условия перевода:
- для развития региона: под строительство социальной инфраструктуры, жилищного фонда или промышленных объектов;
- при объективной необходимости: например, если земля больше не пригодна для сельского хозяйства из-за экологических катастроф или других форс-мажоров.
«Любые изменения должны быть обоснованы, продуманы и вписаны в стратегию устойчивого развития региона. Нельзя просто так менять назначение земель — только если это действительно нужно для экономики или вызвано чрезвычайными обстоятельствами», — говорит адвокат, арбитражный управляющий, медиатор Юлия Иванова.
Правила одобрения
Региональные власти должны будут направлять в профильное ведомство ходатайство о переводе земель с пакетом документов. Точный перечень утвердит кабмин отдельным постановлением.
«Думаю, что в список включат сам текст ходатайства с приложенными к нему документами, проект распоряжения о переводе с пояснительной запиской, где будут указаны причины, по которым принято положительное решение», — отмечает Юлия Иванова.
Региональным властям потребуется предоставить обоснование перевода, оценку влияния на продовольственную безопасность, экономические и социальные аспекты. Возможно, понадобятся отчеты об общественных обсуждениях и концепция развития территории.
«Очевидно, что такой подход требует большей прозрачности в процессе принятия решений и вовлеченности общественности», — замечает специалист.
Под четким руководством
Юлия Иванова поддерживает инициативу. Она будет способствовать улучшению управления земельными ресурсами, обеспечению более взвешенного подхода к планированию использования природных ресурсов и восстановлению доверия между властями, аграриями и населением.
«Однако важно учитывать потенциальные сложности, связанные с бюрократическими процессами, которые могут замедлить реализацию важных инфраструктурных проектов», — отмечает спикер.
Анна Пономарева уверена, что новые согласования увеличат сроки рассмотрения ходатайств, поскольку новых оснований для отказа в согласовании (кроме тех, что уже установлены законом) законопроект не предусматривает.
«На практике перевести сельхозземли в другую категорию можно только в двух случаях. Первый — если это разрешено планами развития территории, которые согласованы с Минсельхозом. Второй — если местные власти проверят и решат, что участок больше не подходит для хозяйства», — поясняет эксперт.
Однако такие решения принимают редко: землю изучают со всех сторон, и чаще всего отказывают. А в Госдуме считают, что отсутствие правил для отказа федеральным властям может привести к произволу, резюмирует спикер.
Изображение создано Freepik, www.freepik.com