Законодательно понятие «фермер» в России не закреплено. «Фермерское» — скорей можно отнести к народному названию мелких частных сельскохозяйственных производств, которые на сегодняшний день делятся на две категории — крестьянское (фермерское) хозяйство (КФХ) и личное подсобное хозяйство (ЛПХ).
Так как стандарты и требования к качеству и безопасности пищевой продукции в РФ остаются едиными и для крупных агрохолдингов, и для мелких сельхозпроизводителей, формального различия между фермерской или другой продукцией нет.
Благодаря этому крупные игроки пищевого рынка начали использовать маркировку «фермерская продукция» в маркетинговых кампаниях. Это позволило вызвать ассоциативную связь с экологичностью и натуральным производством, получить необходимый отклик и увеличить продажи.
В марте 2023 года Минсельхоз предложил закрепить на законодательном уровне понятие фермерской продукции, внеся соответствующие изменения в закон о развитии сельского хозяйства.
«Сельхозпродукция, а также продукция первичной и последующей переработки, которая производится сельхозтоваропроизводителями, признается таковой в случае, если производится предприятиями, которые относятся к микро- и малому предпринимательству, таким образом оградив крупный бизнес от возможности использования понятия «фермерское» и тождественных к ним наименований», — сообщила в ходе обсуждения в Совете Федерации дополнительных механизмов сбыта фермерской продукции директор департамента развития сельских территорий Минсельхоза Ксения Шевелкина.
Тем временем в комитете Госдумы по аграрным вопросам выступили с предложением обозначать в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства не только адрес юридического лица или ИП, но и фактический адрес производства.
«Так можно будет четко проверить, что продукция была действительно произведена на ферме. Это позволит разделить фермеров от перекупщиков», — пояснила заместитель председателя комитета Юлия Оглоблина.
По ее словам, считаться фермерскими могут следующие предприятия:
- Микропредприятия — с численностью работников до 15 человек и доходом до 120 млн руб. в год;
- Малые предприятия — с численностью до 100 человек и доходом до 800 млн руб. в год.
Как, где и чем торгуют российские фермеры
В ноябре 2022 года в Липецкой области был запущен пилотный государственный проект «Агрегатор», который даёт возможность фермерам поставлять свои товары в магазины крупной федеральной торговой сети и социальные учреждения. За год к «Агрегатору» присоединились 24 местных производителя молочной и мясной продукцию, фруктов и овощей.
Проект помогает фермерам решить вопросы с фасовкой и упаковкой товара, с логистикой, сортировкой и складированием, а также с проведением контроля качества. В 2023 году практику Липецкой области по реализации фермерских товаров планируют масштабировать на соседние регионы РФ.
Пока же у крестьян из других субъектов шансы продавать свои продукты крупным торговым сетям невелики. Это обусловлено малыми объемами, коротким сроком хранения и себестоимостью продукции «для себя».
В декабре 2021 года Корпорация МСП и несколько крупных ретейлеров, такие как «Магнит» и «Пятерочка», запустили в Уфе пилотный проект «Фермерский островок», сейчас его география насчитывает 21 регион.
«Островки» работают по модели кооператива, в который могут объединяться от 10 до 25 фермеров. Кооператив нужен, так как самостоятельно разместить торговую точку в магазине федерального ретейлера фермеру не под силу — продажа нескольких товарных позиций в день не может окупить вложения», — считает генеральный директор Корпорация МСП Александр Исаевич.
Несмотря на появившиеся возможности реализации своих товаров через крупный ретейл, многие аграрии предпочитают продавать выращенное на рынках или онлайн. Так, к примеру, запрос «фермерские продукты» на Авито показал 701 объявление в Москве и 633 объявления в Санкт-Петербурге.
При этом большинство фермеров работают по предварительному заказу, раз в неделю привозя домашнюю колбасу, коровье и козье молоко, овощи и фрукты.
Используют для продажи «натурального» и домовые чаты в мессенджерах. К примеру, в переписке жильцов ЖК «Две Столицы» петербурженка Наталья предлагает с доставкой приобрести мясо птицы и яйца, копчености и домашнюю колбасу.
Сами домочатцы тоже нередко ищут «натурпродукт», объединяясь с соседями на совместные закупки яиц, мяса, овощей и зелени.
Сертификация фермерских продуктов
Основная проблема, с которой сталкиваются покупатели через объявления или на рынке — отсутствие сертификатов. Документ дает клиенту уверенность, что продукт состоит только из натуральных ингредиентов и выращен по нормам и правилам установленным законом.
Качество товаров и безопасность производства контролируют Роспотребнадзор и ветеринарная служба Россельхознадзора.
Перед продажей продукция должна пройти несколько проверок, а также получить заключение от Госсанэпидслужбы, сертификат от Госконтроля и разрешение от органов с аккредитацией Россельхознадзора. Если же фермер торгует товарами животного происхождения, то он обязан работать с электронной ветеринарной сертификацией через единую федеральную государственную систему «Меркурий».
По словам кандидата юридических наук, доцента, генерального директора ООО «Мариокс центр» Оксаны Васильевой, продовольственные товары должны соответствовать установленным требованиям и иметь подтверждение такого соответствия. Потребителям должна быть предоставлена полная и достоверная информацию о качестве и безопасности товаров. Разрешается продажа только тех продовольственных товаров, которые отвечают требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ, и имеют этому подтверждение (п. 1 ст. 3 Закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ; п. 8.1 СП 2.3.6.3668-20, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 20.11.2020 N 36).
Продавец обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, его качестве и безопасности, обеспечивающую возможность правильного выбора, в частности:
- об основных потребительских свойствах товара;
- о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением ГМО, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более 0,9%);
- пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания;
- о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях;
- об обязательном подтверждении соответствия товара требованиям технических регламентов, о сроке годности, цене и условиях приобретения;
- об изготовителе, продавце, включая наименование, адрес.
В случае обращения потребителя ему также должна быть предоставлена, в частности, информация о режиме работы продавца (изготовителя), о номерах ОГРН, ОГРНИП.
Также продавец обязан ознакомить покупателя с информацией об обязательном подтверждении соответствия товаров установленным требованиям, в частности, о содержащихся в сопроводительной документации сведениях о сертификате соответствия или декларации о соответствии. Срок действия этих документов, истекший в период с 14.03.2022 до 01.09.2022, продлен на 12 месяцев.
Ответственность и штрафы
Фермеры, которые продают несертифицированный товар, могут быть привлечены к ответственности и штрафам.
Как отмечает Оксана Васильева, это нарушение можно квалифицировать по нескольких основаниям:
Статья 14.4. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 до 2 т.р.; на должностных лиц — от 3 до 10 т.р. ; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юрлица, — от 10 до 20 т.р.; на юрлиц — от 20 до 30 т.р.
Статья 14.5. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от о1,5 до 2 т.р.; на должностных лиц — от 3 до 4 т.р.; на юрлиц — от 30 до 40 т.р..
Статья 14.7. Обман потребителей — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 до 5 т.р.; на должностных лиц — от 10 до 30 т.р.; на юридических лиц — от 20 до 50 т.р.
Эксперт отмечает, требование к продажи продовольственных продуктов одинаково независимо от способа торговли, и ответственность (санкция) в случае торговли несертифицированными продуктами через соцсети и доски объявлений будет такой же, как и при торговле на рынке.
«Розничная купля-продажа товаров в соцсетях осуществляется через интернет, следовательно, ее надо рассматривать как разновидность дистанционной продажи. Возникающие торговые отношения подпадают под регулирование положений о дистанционных продажах, содержащихся в ст. 497 ГК РФ, Законе РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей», Правилах продажи товаров дистанционным способом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 N 612», — уточняет юрист.
Она добавляет, что для реализации через интернет необходимы создание юридического лица, обладающего правом заниматься коммерческой деятельностью (ст. 50 ГК РФ), или регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (ст. 23 ГК РФ), а также для продажи отдельных товаров (например, сами испекли булочки и их реализуете) возможна регистрации в качестве самозанятого.
Несоблюдение этого требования может повлечь административную (ст. 14.1 КоАП РФ) или уголовную ответственность (ст. 171 УК РФ); несоблюдение требований о постановке на учет в налоговый орган влечет также и налоговую ответственность (ст. 116 НК РФ).
Пока потребители слепо доверяют продавцам фермерских продуктов в домовых чатах, на рынках, у метро и в других местах, покупая несертифицированную продукцию, они не только рискуют своим здоровьем, но и дают производителям все основания продолжать работать «в тени», не выходя в регулируемое законом правовое поле.