С каждым годом процент россиян, которые регулярно ходит в кафе и рестораны, растет. Так, только за прошедшие новогодние праздники более 21% людей в возрасте до 25 лет хоть раз были в подобных заведениях, говорит статистика ВЦИОМ. Более того, зачастую пообедать или поужинать россияне приходят вместе с детьми, к чему ресторанный бизнес уже привык. Во многих заведениях есть и детское меню, и специальные комнаты с аниматорами.
Правда, стоимость блюд для малышей зачастую бывает очень «взрослой».
«Хотя в детском меню и порции меньше, и продукты, из которых приготовлена еда, чаще постные и поэтому более дешевые. В них меньше даже соли и приправ. Получается, что бизнес наживается на детях», — рассказал член комитета Госдумы по бюджету и налогам Никита Чаплин «Парламентской газете».
На 20% дешевле
Депутат считает, что этот вопрос требует отрегулировать. Это позволит поддержать семьи с детьми, сделав для них возможность сходить дружно в кафе или ресторан доступнее.
«Например, можно установить, что цены на детское меню должны быть ниже на 20 процентов по сравнению с позициями из основного меню, особенно в семейных кафе, где работают в том числе аниматоры. Семьям должно быть комфортно», — подметил депутат. Дальнейшем он планирует обсудить этот вопрос с заинтересованными ведомствами.
Вот только есть одна загвоздка.
«Данное предложение может противоречить закону о торговле, где закреплено, что предприятие имеет право самостоятельно устанавливать цены на свои товары. Так что закрепить на законодательном уровне цены на детское меню ниже, чем на обычное, не получится, — говорит Оксана Васильева, к.ю.н, доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, генеральный директор ООО «Мариокс центр».
А в душе я — ребенок
Если эта инициатива найдет поддержку, то ресторанному бизнесу придется сложно. Проблема в том, что отказать взрослому, который хочет сэкономить и купить блюда из детского меню, уже достаточно затруднительно.
«Ресторан не может отказать взрослому в заказе блюда из детского меню, так как это оно присутствует в меню. Отказ возможен в случае, если в ресторане есть детская зона и детское меню, чтобы можно было находится только там, и то, отказ будет неправильным», — отмечает Оксана Васильева, к.ю.н, доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, генеральный директор ООО «Мариокс центр».
Эту же позицию поддерживает и Никита Чаплин.
«Посетитель может привлечь такое заведение к ответственности, сославшись на статью 14.8 Кодекса об административных нарушениях, где закреплено наказание за отказ в предоставлении потребителю услуг по причине, связанной с возрастом», — отметил депутат.
Организацию в этом случае смогут оштрафовать на 300-500 тысяч рублей, а ее руководителя — еще на 30-50 тысяч рублей.
Если пасты сегодня нет...
Случается и так, что человек приходит в заведение, чтобы продегустировать определенное блюдо. Но его нет в наличии. Что делать этом случае?
«Потребовать компенсации за отсутствие блюда не получится, ресторан должен предложить вам аналогичное блюдо по вкусу и цене», — отмечают эксперты в комментариях «Сфере».
А вот отказать в обслуживании работники общепита могут. Но тоже в определенных случаях.
«Если у организации есть возможность предоставить заявленные товары, услуги или выполнить работы, то она не имеет права отказаться (ст. 445 ГК РФ). То есть если, например, в кафе есть свободные, незабронированные столики, оно не может не пустить посетителей. Зато законен фейсконтроль безопасности. В заведение могут не пустить агрессивно настроенных клиентов, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения и т.п. Впрочем, решить, что человек действительно пьян, может только должностное лицо, у которого есть на это право и возможность (ч. 2 постановления правительства от 26.06.2008 №475). А значит, любой, кого не пустили в заведение на таком основании, может вызвать полицию, чтобы провести освидетельствование», — поясняет Оксана Васильева.
Кроссовки не по дресс-коду
Есть еще несколько веских причин, по которым могут не накормить в ресторане.
«Если клиент потребует, например, блюдо, которого нет в меню, или услугу, которую заведение не оказывает. Так, ресторан или кафе сами решают, какие блюда они готовят, и указывают их в меню (п. 5 общих положений Правил оказания услуг общественного питания) — это часть публичного договора», — уточняет Оксана Васильева.
А еще — если посетитель не соответствует дресс-коду.
«Заведения могут устанавливать подобные требования в публичной оферте, — продолжает эксперт. — Но применяться они должны абсолютно ко всем посетителям. То есть если работники одному клиенту запрещают находиться в заведении, скажем, в кроссовках, а другому — чьи кроссовки гораздо дороже — разрешают, это незаконно».
Но закон не всегда на стороне потребителя. И не все тонкости отношений гостя и заведения возможно урегулировать нормами права.
Как быть, если вам не понравилось блюдо? Если еда была правильно приготовлена, в ней не было посторонних предметов, то оплатить его посетитель обязан. А вкус — субъективное понятие. И нормы права здесь не действуют.