Новые правила возврата технически сложных товаров: что изменилось с 1 февраля 2026 года

С 1 февраля 2026 года в России вступила в силу новая норма, которая меняет порядок возврата некачественных технически сложных товаров. Теперь покупатель сможет требовать возмещения разницы в цене с учетом износа и года выпуска товара. Как будет работать новый механизм и к чему готовиться продавцам и потребителям — в материале портала «Сфера».
Время прочтения: 10 минут

Что изменилось в законе о защите прав потребителей

Изменения внесены в пункт 4 статьи 24 закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей». Они касаются ситуаций, когда покупатель возвращает некачественный технически сложный товар. Цель нововведения — защитить покупателя от ситуации, когда из-за инфляции или роста цен он, возвращая товар, получает назад только ту сумму, которую заплатил, и не может купить новый аналогичный товар из-за подорожания.

Теперь при возврате технически сложных товаров цена будет рассчитываться не от первоначальной стоимости покупки, а от рыночной стоимости аналогичного товара — с учетом износа и года его выпуска. 

Покупатель сможет получить разницу между ценой, по которой он купил товар, и рыночной ценой такого же товара с аналогичными износом и годом выпуска на момент добровольного удовлетворения требования продавцом либо на момент вынесения судебного решения.

Какие товары попадают под новые правила

Правительство России утвердило перечень технически сложных товаров, к которым применяются новые правила возврата:

  • легкие самолеты, вертолеты и летательные аппараты с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем);
  • автомобили, мотоциклы, мотороллеры с ДВС или электродвигателем;
  • тракторы, мотоблоки, сельхозтехника;
  • снегоходы и транспортные средства для передвижения по снегу;
  • суда, катера, лодки, яхты;
  • навигационное оборудование и устройства беспроводной связи с сенсорным экраном;
  • компьютеры, ноутбуки, системные блоки;
  • многофункциональные устройства, мониторы;
  • телевизоры, проекторы, игровые приставки;
  • цифровые фото- и видеокамеры;
  • бытовая техника: холодильники, стиральные машины, посудомоечные машины, кофемашины, кухонные комбайны, плиты, духовые шкафы, микроволновые печи, роботы-пылесосы, кондиционеры, водонагреватели;
  • наручные и карманные часы с двумя и более функциями;
  • электроинструмент.

Защита продавца, а не расширение прав потребителя

Практикующий юрист Андрей Милованов в беседе с порталом «Сфера» обратил внимание на важный нюанс новых правил: по его мнению, нововведения не расширяют права потребителей, а скорее ограничивают возможности для злоупотребления.

«Новые поправки предоставляют предпринимателям возможность избежать штрафов или уменьшить размер ответственности в спорах о защите прав потребителей», — подчеркнул эксперт.

Раньше потребитель мог требовать разницы с ценой нового аналогичного товара без учета износа. Новая норма позволяет продавцу учитывать, что возвращаемая вещь уже не новая. Износ снижает стоимость, а значит, и размер выплаты.

Впрочем, остается возможность требовать разницу с ценой нового товара, но для этого придется доказать, что при заключении договора продавец умышленно ввел потребителя в заблуждение относительно характеристик, степени износа и года выпуска товара.

Риски и подводные камни новых правил

Хотя закон направлен на защиту продавцов от необоснованных требований, эксперты видят в нем определенные риски. Главная проблема — отсутствие единой методики оценки износа и рыночной стоимости технически сложных товаров, рассказал порталу «Сфера» руководитель оперативного штаба Независимого профсоюза «Новый труд» Алексей Неживой.

«Какого-то единого механизма оценки для разнообразной сложной техники просто не существует. Его нужно создавать с нуля. Нужна целая отрасль для централизованной экспертизы, а ее сейчас нет. Продавец будет оценивать в меньшую сторону, а покупатель — в большую. В новом процессе заложен очень серьезный подводный камень, который может привести к кратному увеличению исков и судебных тяжб», — считает эксперт.

Особенно актуальна эта проблема для дорогостоящих товаров. Смартфоны премиум-класса стоят больше 100 тысяч рублей, иногда под 200 тысяч. Из-за санкций многие товары — машины, компьютеры, электроника — растут в цене. Иногда очень быстро. Это создает повод для большого конфликта интересов.

Андрей Милованов, напротив, настроен более оптимистично. По мнению юриста, поправки могут сократить количество судебных споров и стимулировать стороны решить конфликты в досудебном порядке.

«Ведь теперь у продавца есть реальные возможности защитить себя от явно несоразмерных и необоснованных требований потребителя», — сказал юрист.

По его мнению, отсутствие единой методики к моменту вступления в силу поправок — это даже к лучшему. Если такую методику утвердят позже по результатам анализа сложившейся практики применения, с учетом ошибок и выявленных особенностей, может получиться действительно работающий механизм.

«Пленум или президиум Верховного Суда РФ в течение 2026 года может принять новые разъяснения о применении изменившихся норм о защите прав потребителей при рассмотрении таких дел в суде. Однако до принятия правительством РФ соответствующих особенностей исполнения таких обязательств и до разъяснений от Верховного Суда РФ очевидно пройдет не один месяц, в течение которых будет рассмотрено значительное количество таких судебных споров», — добавил он.

Что делать бизнесу

Для продавцов и импортеров новые правила возврата технически сложных товаров не создают серьезных дополнительных рисков, считает Андрей Милованов. Но кому-то придется изменить тексты договоров с потребителями, если эти договоры цитировали закон в предыдущей редакции. 

Нужно будет заменить формулировку «потребитель вправе требовать разницу с ценой нового аналогичного товара» на «разницу между рыночной ценой аналогичного товара с учетом износа». Впрочем, можно не менять договоры, оставив в них за потребителями право на возмещение разницы с ценой нового товара — такое условие допустимо, так как оно улучшает положение потребителя.

«Регулярно следить за изменением цены на аналогичные товары у конкурентов, следить за изменением цены на товары со временем и с учетом износа — это хороший совет для любого предпринимателя. Этим нужно заниматься независимо от судебных споров с потребителями и поправок в законе. Это часть работы предпринимателя — анализ рынка и собственной продукции», — отметил юрист.

Перераспределение рисков или перекладывание инфляции на бизнес

Остается вопрос: является ли новый подход справедливым перераспределением рисков в цепи «производитель — продавец — потребитель»? Или это перекладывание макроэкономических рисков инфляции на отдельный бизнес, который может быть не виноват в поломке конкретного устройства?

Андрей Милованов отметил: новые поправки не меняют подход к определению цены товаров в цепи «производитель — продавец — потребитель». Просто бизнес получает долгожданный инструмент защиты.

«Цена нового аналогичного товара и цена аналогичного товара с учетом износа — это рыночная цена в каждом случае. Положение продавца в отношениях с потребителем становится справедливее. Продавец получает возможность защищаться от явно несоразмерных требований потребителя», — подчеркнул юрист.

Что дальше

Новая норма вступила в силу с 1 февраля 2026 года по Федеральному закону от 28.12.2025 № 500-ФЗ. Механизм предстоит отработать на практике. До появления подробных разъяснений от правительства и Верховного Суда пройдет несколько месяцев, за которые рассмотрят немало дел. Эта практика и станет фундаментом для дальнейшего применения закона.

Бизнесу стоит готовиться: актуализировать договоры, отслеживать рыночные цены, быть готовым обосновать позицию в спорах о возврате технически сложных товаров. Потребителям важно понимать: возможность получить компенсацию с учетом инфляции сохраняется, но расчет теперь идет от реальной стоимости подержанного, а не нового товара.

Изображение создано Freepik, www.freepik.com

Рекомендуем

Статья

Калькулятор убытков: что стоит за каждым возвратом на маркетплейсах?

Борьба с массовыми возвратами на маркетплейсах может привести к изменению правил для покупателей. Власти обсуждают возможность ограничения возвратов, чтобы предотвратить случаи, когда дорогостоящие товары — одежда или техника — возвращаются после кратковременного использования. «Сфера» выяснила, какие убытки несут продавцы из-за массовых возвратов и как эта практика отражается на ценах для всех потребителей.

Авторский взгляд

Как изменятся наказания за «навязывание» услуг и товаров?

С 1 сентября вступает в силу закон, который в 40 раз увеличит штрафы для маркетплейсов, автосалонов, управляющих компаний и других организаций, предлагающих покупателям в «добровольно-обязательном» порядке платные сервисы. Поможет ли новый закон потребителям отказаться от навязанных услуг? Как действовать, если директивно предлагают то, что не хочется приобретать? На эти и другие вопросы в авторской колонке для «Сферы» ответила Евгения Боднар, руководитель отдела по сопровождению клиентов по кредитам и долгам «Финансово-правового альянса».

Статья

Групповые иски в России: баланс прав и рисков

В последнее время в профессиональной среде активно обсуждают, как групповые иски трансформируют российскую правовую систему. Этот инструмент, заимствованный из зарубежной практики, помог тысячам потребителей, дольщиков и акционеров добиться справедливости, но одновременно стал головной болью для бизнеса. Почему механизм групповых исков называют и прорывом, и угрозой — в материале «Сферы».

Нужно хоть что-то написать