Правовое наследие ЧМ-2018: как Россия и FIFA сработались на законодательном уровне

После завершения Чемпионата мира по футболу в 2018 году Россия считала доходы, количество гостей турнира, их положительные отзывы и подросший уровень туристической привлекательности страны. Но мундиаль оставил стране и богатое правовое наследство, а также опыт работы с FIFA. Партнеры юридической компании «Пепеляев Групп» Елена Рыбальченко и Сергей Сосновский работали в команде консультантов известной организации и рассказали студентам юрфака СПбГУ, как взаимодействовали с FIFA, а также какие загадки, изящные решения с налогами и противоречия остались после чемпионата в юридической практике.
Время прочтения: 13 минут

FIFA  как корпорация

На сайте организации, которая занимается проведением самого яркого футбольного события мира, много фотографий звезд и улыбающихся болельщиков. А в уставе (Article 2 of the FIFA Status) прописаны серьезные цели: совершенствовать игру в футбол, популяризировать ее в мире, организовывать международные соревнования, разрабатывать правила. Но, как пояснила юрист Елена Рыбальченко, отсутствие в этом списке «достижение финансового и хозяйственного результата» вовсе не значит, что FIFA не умеет зарабатывать. Только за последние пять чемпионатов мира сумма доходов перевалила за отметку 21 миллиард долларов:

  • ЧМ-2002 в Южной Корее и Японии – 2 миллиарда 685 миллионов швейцарских франков (Евро тогда не было так распространено, но франки примерно равны были по курсу доллару);
  • ЧМ-2006 в Германии – 3 миллиардов 238 миллионов;
  • ЧМ-2010 в ЮАР – 3 миллиарда 890 миллионов;
  • ЧМ-2014 в Бразилии – 5 миллиардов 137 миллиардов;
  • ЧМ-2018 в России – 5 миллиардов 357 миллионов.

Причем большую часть дохода ассоциации приносит не продажа билетов на матчи, а реализация прав на трансляцию. Например, во время Чемпионата мира в Германии в 2006 году на трансляциях заработали 1,685 миллиарда: это половина от всей прибыли от события.  

Один из инструментов, который помогает обеспечить соблюдение своих интересов в новой стране, – наем консультантов, которые обязаны решать ежедневно возникающие вопросы клиента, находящиеся в юридической плоскости. «Это, безусловно, были налоги, общее регулирование, начиная от создания дочерних компаний и продажи билетов до договоров с их контрагентами, поставщиками товаров и услуг. Также были таможенные вопросы, потому что банальные бланки для продажи билетов приезжали из Швейцарии. Работали с банковской сферой, так как осуществлялось много транзакций. При этом у FIFA был особый статус, в том числе и в валютным законодательстве: ограничения по валюте к ним не применялись», – пояснила Елена Рыбальченко.

Выстраивание отношений между Россией и FIFA начались, по словам экспертов, за 8-10 лет до свистка на стартовом матче ЧМ-2018. Сначала Россия подготовила для конкурса на право проведения турнира заявочную книгу, где были впервые перечислены гарантии, которые даст правительство РФ в случае победы:

  • получение въездных виз, разрешений на выезд, иммиграционный и таможенный контроль, регистрация;
  • разрешения на работу;
  • освобождение от уплаты налогов;
  • охрана и безопасность;
  • банковские операции и сделки с иностранной валютой;
  • защита и реализация коммерческих прав; обеспечение телекоммуникационных и информационных технологий;
  • правовые аспекты и возмещение ущерба.

Дополнился список обещанием, что к мундиалю будут готовы все стадионы. Еще одним обязательным условием было создание национального оргкомитета турнира, за которым последовало заключение договора между ним и FIFA – Hosting agreement. В 2013 году был принят ФЗ №108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Противоречия на правовом поле чемпионата мира

Положения специального закона № 108-ФЗ, которым регулировались подготовка и проведение чемпионата, привело к ряду противоречий. Например, граждане России привыкли, что по российскому закону о защите прав потребителей за ними, как покупателями и пользователями услуг, – последнее слово. И если бы не специальный закон, то, в случае отмены матча FIFA, зрителю возмещались бы затраты на билет плюс неустойка. Ассоциацию такой расклад не устраивал, поэтому в федеральном законе было закреплено, что организаторы будут продавать билеты по своему порядку и через юрлица, которые сами выберут. В итоге, в нарушение закона защиты прав потребителей, возврат билетов на матчи ЧМ был запрещен. Можно было только выставить их на перепродажу через сайт, написав отказ. Если билет выкупали, то возвращалась не полная его стоимость, а сумма за вычетом комиссии FIFA за техническую поддержку и штраф.

«Федеральный закон о проведении турниров вступил в противоречие с иным действующим законодательством. Но, так как это специальный закон, соответственно он для особых случаев, перечисленных в этом законе, и для специальных субъектов и объектов устанавливает свое отдельное регулирование», – отметила Елена Рыбальченко.

Моментов, где FIFA получило особые привилегии, множество. Например, организации по специальному закону принадлежали исключительные права на трансляцию: швейцарские партнеры выбирали вещателей на своих условиях и передавали им права удобным для себя образом, хотя проведение таких сделок входило в противоречие с законодательством в сфере защиты конкуренции России. Особые права в FIFA получили на территории вокруг стадионов и мест, где проводились жеребьевки: там за несколько дней до и после событий не могла появиться реклама, которую не согласовали с организаторами ЧМ. Тот же регламент работал для протокольных маршрутов, по которым следовали кортежи делегации FIFA, автобусы с командами, машины с членами правительств всех стран-участниц и так далее.

Например, в Петербурге зона рядом со стадионом на Крестовском острове была «выжжена» правоохранительными органами по той же причине – в двух километрах от спортивной арены обычные вагончики и палатки со стритфудом не имели права продавать еду и напитки, если только они не подписали специальный договор. Реализовывать товары, которые используют символику чемпионата мира, могли только авторизированные ресейлеры. Все остальные, чьи игрушки, например, отдаленно напоминали Забиваку, вынуждены были пообщаться с сотрудниками ФАС.

Как FIFA пропала с радаров налоговиков

По грубым и приблизительным расчетам, если бы Россия обложила налогом на прибыль доход FIFA, в национальный бюджет поступило бы более 300 миллионов долларов. Однако юристу Сергею Сосновскому, который специализируется на этой теме, в процессе подготовки к ЧМ пришлось работать в другой сфере. Все дело в том, что одним из условий принятия чемпионата мира для страны стал отказ от налогового обложения деятельности FIFA. Как отметила Елена Рыбальченко, так расщедрилась не одна Россия, это правило соблюдала каждая страна-хозяйка – и Бразилия, и ЮАР, и Германия. Налоги с доходов FIFA заплатила в родной стране – в Швейцарии.

«Довольно любопытно, как с технической точки зрения это было построено. У нас добавили нормы, особенно в части Налогового кодекса [статья 357 НК РФ «Налогоплательщики»], где установили, что иностранные организации, вовлеченные в организацию ЧМ и Кубка конфедераций, не признаются налогоплательщиками НДС, налога на прибыль, на имущество и транспортного налога. FIFA и дочерние организации, ею указанные в законе, вообще без каких-либо ограничений не признаются налогоплательщиками. Можно было написать, что доход освобождается от налогового обложения, но это оставляло этим лицам статус субъектов налогового права. Соответственно, им пришлось бы подавать налоговые декларации, вести учет по российским правилам и прочие формальности. И чтобы этого ничего не было, просто решили их исключить из статуса, то есть их для российского налогового права вообще не существует. По-своему довольно изящное решение», – отметил Сергей Сосновский.

Однако юрист заметил, что FIFA исключена из списка без временного ограничения. Что порождает загадку, как быть, если ассоциация каким-то образом будет и дальше получать доходы на территории России. Кстати, у организации также была возможность покупать товары и услуги, необходимые для проведения чемпионата, без НДС. Тень благосклонности налоговой системы легла и на конфедерации, национальные футбольные ассоциации, производителей информации, поставщиков товаров и услуг FIFA: их реализация не была объектом обложения НДС, доходы освобождались от налога на прибыль, и они не платили налог на имущество и транспорт.

На Чемпионате мира по футболу в России FIFA заработала 1 миллиард 800 миллионов долларов прибыли. «Им [FIFA] создали все условия, для того, чтобы они зарабатывали деньги, это хороший пример и прямое доказательство того, насколько сильно законодательство влияет на инвестиционный климат. Но при этом Россия не осталась в накладе, много заработала. Тут эффект другой – гостиницы, транспорт, бары и рестораны, туристическая сфера. И, например, те компании, которые продавали сувенирную продукцию, заплатили со своей выручки налог», – отметила Елена Рыбальченко.

Fan ID – документ, не удостоверяющий личность

В наследство после завершения чемпионата остались и разговоры о Fan ID – или «паспорте болельщика». Одни из-за невыдачи паспорта болельщика не попали на стадионы, другим эта мера безопасности очень понравилась. Но юриста Сергея Сосновского больше заинтересовала необычная правовая природа этого документа. У карты болельщика, которую выдавали в Минкомсвязи, специфические характеристики: она не является документом, удостоверяющим личность, хотя фото, ФИО и паспортные данные хранит. По Fan ID не продавали билеты, требовали в дополнение паспорт. Отказать в выдаче карты могли по многим причинам, в том числе и «если имеется информация о намерении совершить противоправные деяния». Заявку на «паспорт болельщика» отправляли в органы государственной безопасности, и уже там принимали решение, выдавать карту или нет (а также могли ее аннулировать).  

«С точки зрения регулирования, никакой процедуры, никакой возможности обжалования, никаких предельных сроков – ничего и близко нет. Представить себе более явную неконституционную норму можно, но сложно. Есть административное наказание – запрет на посещение официальных спортивных соревнований. Но что, если гражданин в прошлом нарушал правила, получил административное наказание, оно прекратилось, ему откажут в выдаче? Запросто, поскольку в его отношении имеется информация о факте нарушения им правил поведения зрителей. Почему это в таком неконституционном виде сохранилось на протяжении долгого времени (больше двух лет) с момента принятия? Мне кажется, что те субъекты, которые могли обратиться в Конституционный суд в порядке абстрактного запроса, не сделали это по политическим мотивам. Могли обратиться лично граждане, которые попали в эту ситуацию. Но им надо было успеть пройти весь путь. По идее, пострадавший, кто не получил Fan ID, должен был попытаться обжаловать это решение в суде, ему бы отказали во всех инстанциях, поскольку есть прямая норма закона. А потом он мог бы пойти в Конституционный суд, и до Чемпионата мира была вероятность успеть [обжаловаь решение об отказе выдать Fan ID]. Но никто этого не сделал. Это ситуация, когда столкнулись целесообразность и правовые ценности. В данном случае победило первое», – пояснил Сергей Сосновский.  

Вопрос, перерастут ли разговоры в СМИ об использовании «паспорта болельщика» в практику продажи билетов на матчи РПЛ, – сложный. По словам Сергея Сосновского, часть ключевых опций «паспорта» будут выключены, в том числе и въезд-выезд за границу, бесплатный проезд в общественным транспорте.   

От ЧМ-2018 к Евро-2020

Для грядущего Евро-2020 по футболу новый федеральный закон готовить не стали, внесли только несколько дополнений в ФЗ №108, так как и масштаб не тот (вместо 64 матчей – четыре), и Россия не единственная страна, где пройдут игры.

«UEFA не будет создавать здесь дочерние компании, так как всю деятельность будет вести из-за границы. Применили много того, что было сделано для FIFA в части защиты их прав. Например, UEFA очень интересовала защита ее broadcasting-прав, маркетинга, продажи билетов», – отметила Елена Рыбальченко.

Ее коллега Сергей Сосновский добавил: Россия в налоговой части к UEFA проявила меньшую щедрость, чем за два года до этого к FIFA. Так, в Налоговом кодексе заранее обговорено, что организатор Евро не признается налогоплательщиком только до конца 2020 года.

Рекомендуем

Статья

Спорные игры: как меняется система спортивного правосудия в России

Чтобы права российских спортсменов были защищены, в России был создан Национальный центр спортивного арбитража и приняты изменения в федеральное спортивное законодательство. Однако спустя два года многие проблемы спортивного правосудия не только не решились, но и в свете санкционных ограничений приобрели особую остроту.

Статья

Быстрее, выше, скандальнее: чем запомнилась Олимпиада в Токио

Олимпиада 2020-2021 в Токио запомнится как одна из самых скандальных за всю историю Олимпийских игр. СМИ и обычные пользователи Интернета активно обсуждали любую неоднозначную ситуацию, критикуя и слабую организацию, и несправедливость судей. Однако справедлива ли эта критика? Свою оценку дали эксперты по спортивному праву. Читайте — в материале «Сферы».

Статья

Бег с препятствиями: как в России регулируется медицинский допуск к спорту

Почти четыре года процедура медицинского допуска к спортивным соревнованиям и физкультурным мероприятиям практически не менялась, вопреки ее пробелам и недочетам. Толчок к изменениям дал 2019 год, который запомнился сразу несколькими смертями атлетов. Чтобы навести порядок в этой сфере, Минздрав принял в конце 2020 года Приказ № 1144н. Поможет ли он, и чего в документе уже сейчас не хватает, разбирались эксперты.

Нужно хоть что-то написать