Помощь пострадавшим: ВС РФ намерен сделать дела о клевете частно-публичными

Уголовные дела о клевете могут стать частно-публичными обвинениями. Верховный суд РФ (ВС) уже внес соответствующий законопроект в Госдуму. С принятием изменений подобные дела больше не смогут возбудить исключительно по инициативе потерпевшего, а также тяжбы нельзя будет автоматически прекратить в связи с примирением сторон. ВС отметил, что предлагаемые изменения уголовно-процессуального законодательства направлены на обеспечение надлежащей охраны прав и свобод человека и гражданина, в том числе права на защиту чести и доброго имени.

Статистика и нынешние правила

В пояснительной записке к законопроекту сказано, что за клевету без отягчающих обстоятельств (часть 1 статьи 128.1 УК РФ) в 2023 году было осуждено 24 лица, тогда как за квалифицированные виды этого преступления (части 2-5 статьи 128.1 УК РФ) - 41 лицо. В связи с примирением с потерпевшим судами прекращены уголовные дела о клевете (часть 1 статьи 128.1 УК РФ) в отношении 89 лиц. Оправдано 239 лиц, обвинявшихся в совершении данного преступления.

Адвокат, управляющий партнер Адвокатского бюро Москвы «Матюнины и Партнеры» Олег Матюнин замечает, что более ценной была бы статистика, доступа к которой не имеет никто. Речь идет о количестве эпизодов клеветы, оставшихся без преследования, когда человека оклеветали, а он не стал писать заявление о преступлении.

«Еще одним важным пунктом к этой «несуществующей» статистике, который нам интересен: сколько есть случаев неучтенной клеветы в эпоху тотальной интернетизации без размещения информации в публичном интернет-пространстве? Опираясь же на имеющуюся судебную статистику состоявшихся обвинительных приговоров по статье 128.1 УК РФ, можно сделать обоснованное предположение, что частные обвинители проявляют себя даже активнее, чем государственная правоохранительная система», – замечает спикер.

Сейчас из пяти частей статьи 128.1 УК РФ «Клевета» только дела по первой части отнесены к уголовным делам частного обвинения. Все остальные: публичная клевета, клевета с использованием служебного положения, клевета о наличии у потерпевшего социально опасного заболевания, клевета в совершении преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, тяжкого или особо тяжкого преступления преследуются в публичном порядке. Заявить о преступлении, преследуемом в публичном порядке, вправе любое лицо. Исключением являются дела о налоговых преступлениях, которые возбуждаются не иначе как на основании материалов, полученных из ФНС. Что же касается клеветы по частям 2-5 статьи 128.1 УК РФ, сообщить о ней в правоохранительные органы может кто угодно.

В дополнение к этому сейчас уголовные дела о преступлениях, предусмотренных частью 1 ст.28.1 УК РФ, возбуждаются и рассматриваются мировыми судьями по заявлению потерпевшего и подлежат прекращению в связи с примирением сторон.

Помощь потерпевшим

С принятием изменений в делах о клевете поменяется процедура сбора доказательств виновности, замечает адвокат Адвокатской палаты Москвы, заместитель председателя МКА «KP&Partners» (Клинков, Пахомов и Партнеры) Дмитрий Клинков. Сейчас пострадавший от клеветы вынужден сам фактически собирать доказательства виновности обидчика, что иногда выходит в «копеечку» с финансовой стороны и весьма затруднительно в процессуальном аспекте.

«Если данные изменения будут приняты, то на органы расследования будет возложена функция сбора и оценки доказательств за данное преступление, а поддержание обвинения в суде – на прокурора», – добавил Дмитрий Климов.

Член Ассоциации «Юристы России», старший лейтенант внутренней службы (в отставке) Владимир Молодкин замечает, что причиной большого количества оправдательных приговоров отчасти обуславливается непрофессионализмом пострадавших в юридической сфере.

«Еще весной 2021 года Верховный суд Российской Федерации вносил в Госдуму законопроект, предлагавший отменить институт частного обвинения вообще, который был возвращен инициатору», – рассказал Владимир Молодкин.

Идея упразднить институт частного обвинения не нашла сторонников и в юридическом сообществе, так как это означало бы чрезмерное вмешательство государства в личную жизнь граждан, что никак, замечает спикер, не соответствует принципам современной демократии.

«Проблему низкой правовой грамотности граждан необходимо решать другими путями, а не реформированием уголовно-процессуального законодательства», – говорит эксперт.

Оценка инициативы

Предложенные ВС меры, которые помогают перенести бремя доказывания с потерпевшего на государство, освобождение пострадавшего от процессуальных издержек и невозможность прекратить дело по примирению двух сторон – вызывают ряд вопросов.

«Возникает вопрос к авторам законопроекта: чем плох публичный порядок преследования неквалифицированной клеветы, предусмотренной частью 1 статьи 128.1 УК РФ? В публичном порядке отсутствует необходимость ожидать заявления от потерпевшего. Может быть, замена частного порядка частно-публичным — полумера?», – обращает внимание Олег Матюнин.

Его коллега Дмитрий Климов же оценивает законопроект положительно, но только касательно изменений для потерпевшего. Но у всего есть две стороны. То, что ушло с одного места вдвое придет в другое, в данном случае к органам расследования, где появятся дополнительные обязанности.

«Надо понимать, что на органы расследования, а это, органы дознания МВД России, ляжет дополнительная нагрузка. Значимость и необходимость этих изменений, в случае их принятия, покажет время. Однозначно только одно, теперь расследование будет производиться в органах дознания на местах – в какие сроки это будет делаться пока непонятно, с учетом кадровой ситуации в МВД и соответственно, малыми сроками давности за данное преступление – многие дела могут из-за этого просто на просто не дойти до суда», – отметил специалист.

Важно заметить, что в делах о клевете кроется «маленькая деталь». Заключается она в том, что подобные тяжбы в стенах Фемиды рассматриваются редко, если сравнивать их с другими делами. Зачастую пострадавшие от клеветы не идут писать заявление.

Рекомендуем

Авторский взгляд

Дипфейки и ответственность за их распространение. Что важно знать

Про дипфейки, или подделки, созданные с помощью нейросетей, знают многие. Это фальшивые информационные материалы часто используются для кибермошенничества или негативного влияния на репутацию частных лиц и компаний. Анастасия Кочетова, юрисконсульт по информационной безопасности RTM Group, специально для «Сферы» рассказала, какие риски с точки зрения закона связаны с применением дипфейков.

Авторский взгляд

Родительские выплаты до 23 лет: что предлагает Минюст и кого это коснётся?

Срок выплаты алиментов в России могут продлить - сейчас родитель должен помогать ребенку до совершеннолетия, а инициаторы законопроекта предлагают увеличить возраст до 23 лет. В чем преимущества нововведения? Не приведет ли оно к росту числа злостных неплательщиков? И можно ли будет оспорить выплаты? На эти и другие вопросы специально для «Сферы» ответил адвокат КА «Мосюрцентр» Андрей Жолудев в своей авторской колонке

Авторский взгляд

«То, что работало вчера, сегодня может отключиться»: как переводить деньги в Китай

Юрлица всё чаще сталкиваются с проблемой платежей за рубеж. Банки разных стран постоянно вводят новые санкции, затрудняя переводы между российскими и заграничными финансовыми учреждениями — так, например, сделали банки Кыргызстана. Может ли случиться так, что международные платежи можно будет осуществлять юрлицам только с помощью наличных средств? Что сейчас делать тем компаниям, которые имеют партнёров за рубежом? Запасаться криптовалютой? Открывать иностранные представительства? На эти и другие вопросы отвечает Альберт Бодокия, специалист по визовым вопросам, денежным переводам, системам бронирования и программам лояльности, автор телеграм-канала о путешествиях «Аллюзия Альберта».

Нужно хоть что-то написать