Законопроект предусматривает внесение изменений в статью 17.1 «Закона о коллекторах». Проектом предлагается дополнить статью пунктом 5.1, устанавливающим обязанность кредитных и микрофинансовых организаций представлять в ФССП отчет о своей деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц — в форме, порядке и сроках, определенных указанным органом.
Мера направлена на обеспечение федерального государственного контроля (надзора) и мониторинга деятельности МФО, а также на выявление индикаторов риска, связанных с их деятельностью. При этом ключевыми показателями в отчетности должны стать соблюдение прав граждан, имеющих просроченную задолженность, и отсутствие нарушений требований законодательства — в частности, в части периода и частоты взаимодействия с должниками.
Отчет, который должны предоставить коллекторы, включает в себя три раздела:
- сведения о взыскателе;
- сведения о взаимодействии с физическими лицами за отчетный период, где отражаются: данные о количестве должников, просрочивших выплату, информация по числу направленных заявлений об отказе от взаимодействия, заявления об осуществлении взаимодействия только через представителя, а также обращения от граждан, включая жалобы на незаконные методы взыскания;
- подтверждение соответствия коллекторской организации требованиям, предъявляемым «Законом о коллекторах» (ФЗ от 03.07.2016 N 230-ФЗ).
Инициатива - логичное продолжение ранее принятого Федерального закона от 4 августа 2023 года № 467-ФЗ, которым были расширены полномочия приставов по контролю не только за деятельностью профессиональных коллекторских организаций, но также за микрофинансовыми и кредитными фирмами при осуществлении взыскания просроченной задолженности с физических лиц.
По данным ФССП, в реестре профессиональных коллекторских агентств зарегистрировано 645 взыскателей, чья деятельность контролируется ведомством. Они распределены по категориям риска: высокая, значительная, средняя и низкая. Кроме того, возвратом просроченной задолженности занимаются кредитные и микрофинансовые организации, общее количество которых достигает 1 230.
Расширение обязанностей по предоставлению отчетности для МФО приравнивает их к профессиональным коллекторам с точки зрения регулирования. Это означает усиление надзора за всей отраслью взыскания, включая субъекты, которые ранее находились в «тени».
При этом обязанность готовить и регулярно направлять приставам отчеты, содержащие детализированные сведения о взаимодействии с должниками, повлечет увеличение операционных расходов, связанных с администрированием, документооборотом и юридическим сопровождением. Кредитные и микрофинансовые организации, не готовые к новым требованиям, могут сократить долю прямого взыскания в своей деятельности и чаще прибегать к услугам профессиональных коллекторских агентств. Это может изменить структуру рынка взыскания, усилив позиции специализированных организаций.
Введение отчетности — это инструмент предварительного анализа и оценки рисков, который в дальнейшем может послужить основанием для ужесточения требований, включая лицензирование или более строгую аккредитацию всех участников рынка взыскания.
Все применяемые меры по введению отчетности — по числу жалоб и другим параметрам — позволят ФССП более эффективно выявлять системные нарушения и своевременно принимать меры воздействия. Это, в свою очередь, может способствовать повышению правовой дисциплины в деятельности взыскателей, что в конечном итоге положительно скажется как на должниках, которые исторически находились под неправомерным давлением, так и на самих взыскателях, испытывавших последствия агрессивных практик недобросовестных участников рынка. Усиление контроля способствует установлению баланса интересов сторон: должники получают защиту от злоупотреблений, а добросовестные взыскатели — возможность работать в стабильном и предсказуемом правовом обороте.
Изображение создано Freepik, www.freepik.com