Платить по счетам: за что маркетплейсы могут нести ответственность и как выстраивать отношения с ними

Маркетплейсы в последние несколько лет снискали большую популярность среди потребителей. Сейчас вместо того, чтобы изучать разные сайты, достаточно зайти на Яндекс.Маркет или Aliexpress, где представлены все необходимые товары. Однако скудность законодательного материала в этой сфере препятствует нормальной работе самих агрегаторов и эффективной защите прав заинтересованных лиц. О том, как правильно юридически оформить права на деятельность маркетплейсов и какие при этом использовать договорные конструкции, рассказала эксперт.
Время прочтения: 7 минут

Что такое маркетплейсы и в каких расчетах они могут участвовать? 

Большая часть вопросов, связанных с юридическим оформлением прав на деятельность торговых агрегаторов, касается договорных конструкций: какие бумаги нужны, что в них следует писать и так далее, рассказывает управляющий партнер юридической компании «Зарцын и партнеры» Людмила Харитонова. По ее словам, многие в принципе затрудняются объяснить, что такое маркетплейс. Законодатель не дает никакого общего определения, можно только найти некоторые разрозненные нормативные акты по тем или иным отраслям.  

«Маркетплейс – это площадка, которая позволяет осуществлять три функции: просматривать товар, заключать договор и оплачивать его. Эту дефиницию мы берем из закона о Защите прав потребителей, который регулирует деятельность владельцев товарных агрегаторов и предусматривает совокупность этих трех признаков», – говорит Людмила Харитонова.   

Перед тем, как готовить договор, нужно  определить специфику агрегатора. Маркетплейсы делятся по виду (продают товары или услуги), по составу участников и по способу расчетов (участвует в них или нет). Также необходимо понять, какие группы отношений регулируются договором: поставщик – покупатель, покупатель – платформа или платформа – поставщик.

Дальше для выбора вида договора следует задать себе определенный набор вопросов. Первый – кто продает и от чьего имени продают (от агрегатора или поставщика). Второй вопрос связан с монетизацией: с кого и за что маркетплейс берет деньги. «Если агрегатор участвует в расчетах и берет деньги с поставщика в качестве процента от сделок, это чаще всего агентский договор. Если он получает прибыль только от логистических услуг или предпродажной подготовки, это вполне может быть договор оказания услуг. Если площадка не участвует в расчетах, но берет деньги с одной и с другой сторона за использование, это лицензионный договор», – поясняет юрист.   

Третий вопрос затрагивает участие в расчетах. Здесь есть несколько вариантов, когда и как маркетплейс может в них участвовать, отмечает эксперт.    

Расчетный счет. Как рассказывает Людмила Харитонова, это вполне традиционный вид: агрегатор получает денежные средства на расчетный счет и распределяет их, оставляя вознаграждение, а оставшуюся часть отправляет поставщику. Как полагает юрист, это понятная конструкция, и первая, которая приходит на ум, но здесь нужно учитывать некие практически особенности. В первую очередь – это налоговые риски. Маркетплейс платит налоги только со своего вознаграждения. Однако для налогового органа ситуация кажется иной: он видит огромные денежные обороты и маленькую сумму налогов, что, конечно, может вызывать вопросы.

«Использовать расчетные счета для расчетов с поставщиками и физлицами крайне опасно. Банки блокируют их, предлагая уйти в другую коммерческую структуру. Чаще всего эти физлица возникают в агрегаторах услуг обучения или в сервисах вроде YouDo, где оказывают разовые небольшие услуги. Здесь к нам на помощь приходят на помощь два других варианта», – говорит юрист.   

Транзитный счет. Этот вид счетов не имеет особого регулирования. Схема довольно простая: транзитный счет открывается отдельно для расчетов с конкретным агрегатором, деньги туда поступают от покупателей. Дальше банк самостоятельно сплитует эти средства: часть вознаграждения отправляет поставщику, а часть уходит маркетплейсу. «Это удобно, потому что до тех пор, пока деньги не «приземлились» на расчетный счет, они не являются деньгами, которыми может распоряжаться агрегатор. Это значит, что и в отчетности они никак не отражаются. Соответственно, нивелируются две проблемы: можно рассчитываться с физлицами, и ФНС не видит каких-то ужасающих оборотов, которые не состыковываются с уплаченными налогами», – поясняет Людмила Харитонова.  

Номинальный счет. Это достаточно новая конструкция. Она имеет прямое регулирование в Гражданском кодексе и чуть сложнее в исполнении, чем предыдущие виды, однако, по словам юриста, очень удобная. Номинальный счет предполагает, что есть владелец, в случае с маркетплейсами – это оператор площадки, и есть бенефициары – лица, которым принадлежат деньги, находящиеся на счету (поставщики и покупатели). Как замечает эксперт, преимущество номинального счета в том, что деньги не принадлежат агрегатору, а значит не могут быть взысканы по его долгам. Это является хорошей гарантией для поставщиков.

Договорные модели маркетплейсов и агрегаторов

Подобрать договор для агрегатора можно с учетом его индивидуальных особенностей. Большинство маркетплейсов используют три договорные модели.

Агентский договор. «Здесь речь идет о непосредственном участии в расчетах, то есть когда деньги проходят через расчетный счет компании. Это позволяет нам не учитывать средства в налогооблагаемой базе, что крайне удобно. Плюс агентский договор позволяет нам выбирать модель, от чьего имени продаются товары – поставщика или агрегатора. В целом агентский договор крайне удобная конструкций, так как маркетплейс предоставляет полный функционал», – считает Людмила Харитонова.

Лицензионный договор. Эта модель используется, когда агрегатор не монетизируется (например, с покупателя не берется никакого дополнительного вознаграждения) или когда монетизация – это плата за использование самой платформы. При номинальном счете маркетплейс участвует в расчетах формально, так как деньги не проходят через его расчетный счет. Как объясняет юрист, если система тарифов агрегатора выстроена таким образом, что, например, вознаграждение он берет за сам факт использования сервиса, тогда лицензионный договор подойдет как для покупателя, так и для поставщика.

Договор оказания услуг. Данный вид подходит для случаев использования дополнительного функционала: оказание логистических или рекламных услуг, предпродажная подготовка и так далее. Людмила Харитонова отмечает, что договор оказания услуг не очень распространен, чаще используется сочетание агентского и лицензионного соглашений.

Юрист напоминает, что помимо формулирования предмета договора и выбора его вида, крайней важно, как агрегатор доносит до покупателя свою роль. В пример эксперт приводит дело, связанное с иском пассажирки к Яндекс.Такси за компенсацию травм, полученных в результате аварии. Суд удовлетворил требования истицы, согласившись с тем, что ответчиком в этом деле должен выступать именно агрегатор, а не водитель машины. «Судебные органы будут смотреть на фактическое восприятие интерфейса пользователем», – подытоживает юрист.  

Каким образом нужно подписывать договор с маркетплейсом, как защитить интеллектуальные права при сотрудничестве с агрегаторами, и согласно каким принципам разрешаются споры, возникшие на просторах Интернета? Ответы на эти и другие вопросы – на круглом столе «Агрегаторы и маркетплейсы: конструкции, ответственность, споры».

Источник изображения: pixabay.com

Рекомендуем

Статья

Контрафакт на маркетплейсах: кто должен нести ответственность?

Потребителям нравится покупать товары на маркетплейсах как минимум потому, что не нужно вставать с дивана и тратить время на поход в магазин. Да и многим владельцам товарных знаков удобней и выгодней реализовывать продукцию через посредника. Однако на фоне роста популярности торговых площадок увеличилось и количество подделок. При этом понять, кто виноват в нарушении патентных прав, зачастую невозможно. Эксперты рассказывают, как сегодня маркетплейсы с этим борются и где искать нарушителей.

Статья

Политика маркетплейсов в отношении контрафактной продукции. Вебинар Legal Academy

Пандемия COVID-19 привела к стремительному росту e-commerce. Однако, вместе с развитием онлайн-торговли увеличился объем контрафактной продукции. Как бороться со злоумышленниками и по каким признакам выявить подделку — на эти и другие вопросы ответят эксперты.

Статья

Кто крайний? Ответственность агрегаторов перед клиентами

Заказать такси за 30 секунд, арендовать квартиру на отпуск, оформить доставку из лучшего ресторана города — это быстро, удобно, но, к сожалению, не всегда надежно. Куда жаловаться, если вы отравились доставленной едой? Что делать, если таксист хамит? И кому предъявлять претензии, если отель не оформил вашу заявку на бронирование? Об ответственности агрегаторов перед клиентами — в материале «Сферы».

Нужно хоть что-то написать