Zoom, Microsoft Teams, Skype, «Вконтакте», Instagram – преподаватели и вузы жонглируют сервисами, платформами, видеохостингами и социальными сетями, чтобы найти оптимальный аналог очным занятиям. Лекции заменяются видеоконференциями или записываются заранее и загружаются на платформы. Студенты и преподаватели обмениваются материалами в специальных системах или в социальных сетях. Сегодня эти форматы стали нормой для вузов.
«По-хорошему остались все те же методы и форматы, но все дело в нюансах. Например, семинар, где важна связь со студентами. Если ты не будешь видеть (как в Zoom) всех участников, не видишь реакцию, то сложно контролировать, что происходит. То же самое касается и лекций – записывать их заранее или пускать в прямой эфир? Сторонники первого подхода отмечают плохой сигнал и заминки прямого включения. Их противники – важность для лектора чувствовать, что его слышит аудитория. Думаю, мы будем наблюдать своеобразную борьбу форматов», – рассказал доцент кафедры предпринимательского права юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Александр Молотников.
Новое поколение студентов, по мнению специалиста, во многом определяет будущие форматы работы. Например, популярность набирают стримы с известными правоведами, они напоминают студентам игровые стримы. Специалисты не исключают, что, возможно, в будущем будут востребованы такие форматы, как короткие видео из TikTok. Однако развитие онлайн-образования поднимает важную проблему – лекторы нуждаются в обратной связи во время занятий и в одобрении от аудитории. За четыре года до пандемии с похожими проблемами столкнулась Legal Academy, когда выбирала форматы и начинала работу со спикерами.
«Преподавателям нужна аудитория, иначе им тяжело записываться. Мы прибегли к двум хитростям. Иногда зовем аудиторию, причем это не юристы, так как хороший лектор расскажет интересно и просто. Или привлекаем специальных операторов, которые оказывают психологическую поддержку спикерам, выступают активными слушателями, и таким образом заменяют большую аудиторию. И третий вариант, самый популярный, так как первые два способа не всегда доступны, – это монтаж. Лекторы перфекционисты, и пока до идеала не доведут, то будут ездить и снимать-снимать. На платформах стоят ограничения, жесткий тайминг, дресс-код, но мы пошли другим путем, чтобы спикерам было максимально хорошо и удобно», – поделился опытом директор по развитию Legal Academy Илья Мотенко.
Технологические проблемы возникают не только по ту сторону экрана, где находятся преподаватели, но и со стороны студентов. Даже постоянная смена сервисов, как отмечает профессор коммерческого права Ноттингемского университета Оршойя Тот, не может пока решить целого ряда проблем.
«Первый барьер технологический – отсутствие контакта и общения, тот факт, что даже в режиме онлайн лектор не видит всех лиц (кто-то на фоне или отключил камеру). У меня как у преподавателя нет представления, что происходит, а вживую мы видим, когда аудитория теряет внимание и необходимо ее мягко вернуть в русло обучения. Есть разные студенты – одни общительные и технологически подкованные, им проще, но другие – интроверты, что ограничивает их вовлеченность в работу. У нас много обучающихся из Азии, из Китая, это разные часовые пояса, что затрудняет и делает невозможной синхронизацию в онлайн-режиме. Необходимо подумать о преодолении технических барьеров. Студенты получают записанные лекции, однако мы не должны ставить студентов в разные условия», – уверена Оршойя Тот.
Существуют и положительные стороны онлайн обучения. Оршойя Тот заметила, что ее отношения со студентам приобрели более дружеский характер. Посещаемость, по словам специалиста, не сократилась, а отчасти увеличилась.
Профессор кафедры трудового и социального права Санкт-Петербургского университета Нелли Дивеева отмечает, что онлайн-посещаемость в СПбГУ также показывает лучшие цифры, но преподаватели замечают, что на этом фоне падает вовлеченность студентов.
«Когда они приезжают на занятия в вуз, они более мотивированы приехать готовыми. К онлайн подключаются потому, что есть такая возможность, но подготовка не самая высокая. У нас есть виртуальная приемная, куда любой студент может обратиться, и через 1-2 дня им ответит должностное лицо. Многие студенты обращаются с вопросами, что будет, если они не подключатся к онлайн-занятиям. Мы должны думать о системах как позитивного, так и негативного поощрения. Правил, связанных с оказанием услуг по обучению, никто не отменял, но принудить студента заниматься, если он хочет обучаться через другую платформу, а потом сдать экзамен, мы не можем. Но существует балльно-рейтинговая система, которая может помочь повысить мотивацию: участвующие в дискуссиях, выполняющие задания – отвечают на меньшее количество вопросов на экзамене, например», – отмечает Нелли Дивеева.
Специалист не исключает, что решение этой проблемы потребует обсуждения и, возможно, юридического закрепления. Пока опыт СПбГУ показывает, что система Blackboard, внедренная в вузе несколько лет назад, доказала свою эффективность: там размещаются задания, тесты, работы. Также Центр развития электронных образовательных ресурсов СПбГУ и опыт обучения студентов с ограниченными возможностями стали ориентиром для перестройки системы в условиях пандемии.
Стараясь сломать технологические барьеры, необходимо не забывать об этических аспектах онлайн-обучения. Оршойя Тот отмечает, что часто во время семинаров студенты и преподаватели обсуждают деликатные вопросы и высказывают свое мнение. Зачастую люди против, чтобы записи этих занятий сохранялись и загружались на платформы, даже если это облегчит обучение другим студентам. Согласен с тем, что необходимо выработать решения и саму культуру онлайн-обучения, и Александр Молотников. Он отмечает, что, хотя студент может находиться в своем пространстве (в квартире, в комнате общежития), если он будет есть или пить кофе во время семинара или лекции – это серьезно ударит по вовлеченности. Проблему представляет и открытость таких лекций: ведь они уязвимы перед «троллингом» со стороны посторонних людей – например, вторжения в кадр во время занятия соседа по общежитию.