Дойдут ли до адресата посылки, которые сейчас в пути?
По словам эксперта, все зависит, в первую очередь, от логистической компании, через которую бренд направил купленный товар. Так, большинство посылок из стран Европы доставлялись в Россию при помощи компании DHL, которая присоединилась к антироссийским санкциям, приостановив работу. Это, в свою очередь, лишило многих продавцов объективной возможности доставлять посылки адресатам своевременно. При этом с заказами, оформленными на азиатских онлайн-платформах, проблем нет, так как логистика у них выстроена иначе.
«На сегодняшний день нельзя дать точный прогноз о том, как повернется ситуация. Но можно быть уверенными в том, что онлайн-платформы предпримут попытки найти новые пути логистики товара, чтобы поставлять заказы покупателям даже в условиях ограничений. Тем, кто не хочет ждать, стоит попробовать оформить возврат средств», — говорит юрист.
Вещь не подошла: можно ли вернуть?
Ситуация на рынке несколько поменялась, но это вовсе не означает, что закон о защите прав потребителей перестал действовать. Поэтому возврат осуществляется по общим правилам, а организационные проблемы не должны стать препятствием. Но! Это касается только тех случаев, когда посылка была направлена из России. Согласно действующим правилам, товар, приобретённый дистанционным путём (посредством интернет-платформ) подлежит возврату в течение 7 дней, а в магазине —14 дней. Однако производители и поставщики могут по своему усмотрению увеличивать данный срок.
«В связи со сложившейся ситуацией многие сетевые магазины так и поступили. Например, бренды, принадлежащие компании Inditex, продлили срок возврата до 30 дней с момента открытия магазинов. Учитывая, что большинство товаров были направлены со складов, расположенных на территории России, покупатели не ограничены в праве вернуть покупку, воспользовавшись услугами Почты России или компании CDEK. Установленные сроки возврата для данных посылок не увеличиваются. Возврат денежных средств всегда осуществляется на карту либо указанную в заявлении о возврате, либо по которой была произведена оплата. К сожалению, расходы, которые Вы понесёте в связи с отправкой посылки продавцу, как правило, не возвращаются», — объясняет Юлия Козявина.
Что делать, если заказ не дошел?
В этом случае также действуют общепринятые правила: нет товара — нет оплаты. Точнее, необходимо требовать ее возврата.
«Если вы не получили посылку в указанный продавцом срок, либо продавец направил вам извещение о том, что доставка посылки невозможна, вы имеете право на возврат средств. Во втором случае он может быть оформлен автоматически. Однако в большинстве случаев вам придётся написать заявление об отказе с просьбой перечислить деньги обратно на счет», — подчеркивает юрист.
Если после этого вам отказались вернуть деньги, придется обращаться в суд. Параллельно нужно обратиться в профильные ведомства.
Порядок действий такой:
- Пишем заявление о возврате денежных средств продавцу. Полученный отказ фиксируем (скрины переписки, данные, поступившие на электронную почту и т.д.). Если продавец проигнорировал обращение, нужно будет предоставить саму заявку.
- Обращаемся в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей. Это орган территориальный, привязанный к городу или району. Телефон «горячей линии» можно найти в Интернете, и специалисты подскажут, куда именно нужно написать.
- Подаем иск в суд. В зависимости от суммы заказа это будет мировой или районный суд. Потребительские иски регистрируются по месту нахождения покупателя, и не облагаются госпошлиной, так что особых хлопот их заявителю не доставят.
Зарубежные онлайн-магазины и возврат средств
Правила есть правила, однако, учитывая нынешнюю обстановку (закрытие авиасообщения, блокировка переводов), из-за организационных накладок некоторые из них действовать не будут.
Если поставщик товара — зарубежное государство, а магазин отечественный, то и расчеты с покупателем он производит внутри страны. Но если деньги с банковской карты поступили на иностранный счет, а банк, например, попал под санкции, не исключено, с деньгами покупатель может попрощаться. В этом случае потребителю остается только надеяться на добросовестность продавца и его желание найти альтернативные способы взаимодействия.
Источник изображения: pixabay.com