На официальном портале нормативных актов опубликованы проекты ФЗ о платформенной экономике — многообещающая инициатива по реформированию интернет-торговли в РФ. Речь идет, рассказывает Алина Шлеева, юрист адвокатского бюро Пропозитум, об основном проекте ФЗ о платформенной экономике и о дополнительном проекте ФЗ о внесении изменений в некоторые законодательные акты. Документы в настоящее время проходят оценку регулирующего воздействия и еще не вносились в Госдуму.
Основной законопроект начинается с терминов и определений. В нем предлагается закрепить определения таких понятий, как «владелец ПВЗ», «заказ», «личный кабинет» и другие. Также вводится важное понятие — «цифровая платформа». Цифровой платформой будет считаться система, сайт в Интернете или программа, обеспечивающая возможность для взаимодействия неограниченного круга лиц, включая обмен информацией, продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг.
«Люди, совершающие покупки в интернете, постоянно имеют дело с упомянутыми явлениями, но конкретные их законодательные определения не выработаны», — отмечает Алина Шлеева.
Законопроект предусматривает регулирование многих спорных ситуаций, связанных с торговлей на маркетплейсах. В частности, в нем устанавливается порядок предоставления скидок на товары, реализуемые магазинами через платформу.
«Дополнительный законопроект направлен на внесение поправок в уже действующие федеральные законы. В числе прочего предложены уточняющие изменения в законодательство о защите прав потребителей и об информационных технологиях», — в комментарии "Сфере" заявила Алина Шлеева.
Что сейчас
Интернет-торговля регулируется сразу несколькими правовыми актами:
- Гражданский кодекс РФ (ст. 492-497) определяет основы дистанционной торговли и заключения договоров купли-продажи;
- Закон «О защите прав потребителей» (№ 2300-1 от 07.02.1992 г.) устанавливает гарантии для покупателей при приобретении товаров дистанционным способом;
- Закон «О рекламе» (№ 38-ФЗ от 13.03.2006 г.) регламентирует правила распространения рекламы в интернете;
- Закон «О персональных данных» (№ 152-ФЗ от 27.07.2006 г.) ограничивает способы сбора и обработки данных пользователей интернет-платформ;
- Закон «О цифровых финансовых активах» (№ 259-ФЗ от 31.07.2020 г.) частично затрагивает вопросы цифровых платформ и их финансовых инструментов.
«Но существующие нормы не в полной мере учитывают современные реалии, связанные с автоматизированными алгоритмами, теневой экономикой в интернете и злоупотреблениями при продаже товаров и услуг», — подчеркнул Георгий Габолаев, гендиректор компании «Группа-А».
Трудности онлайн-торговли
Габлоаев считает, что существует три большие проблемы торговли на маркетплейсах.
Манипуляции с алгоритмами ранжирования товаров. Речь идет о скрытых алгоритмах для продвижения определенных товаров в ущерб интересам добросовестных продавцов и покупателей. Пример: искусственное повышение позиций в поисковой выдаче, навязывание «рекомендованных» товаров и сокрытие отзывов.
Георгий Габолаев предполагает, что законопроекты обяжут маркетплейсы раскрывать критерии формирования выдачи и предусматривать механизмы независимого аудита таких алгоритмов. Спикер замечает, что такое решение будет соответствовать стратегии ЕС по регулированию цифровых рынков (Digital Markets Act, 2022), согласно которой крупнейшие платформы обязаны объяснять принципы работы своих алгоритмов.
Ложные сведения и мошенничество. Сюда входят и поддельные отзывы (накрутка рейтингов), и ложные характеристики товаров, а также скрытые комиссии и навязывание подписки.
Отсутствие гарантий для покупателей. Дело в том, что онлайн-торговля в отличии от офлайн, где действует целый ряд механизмов защиты прав потребителей (например, гарантийное обслуживание, возврат товаров), таких механизмов практически лишена.
Помочь устранить эти пробелы, заявляет Георгий Габолаев может закрепление обязанности маркетплейсов выступать в роли гаранта сделки, как это реализовано в Китае (AliExpress). Также острота проблемы может снять создание единого реестра продавцов с обязательной идентификацией участников. Схожая практика действует в ЕС — в соответствии с Директивой 2019/2161, покупатель должен четко понимать, кто именно является продавцом и каковы его юридические обязательства.
Программные решения
Министерство цифрового развития предложило разработать унифицированное программное обеспечение (ПО), которое поможет платформам соответствовать требованиям законодательства. Оно должно контролировать алгоритмы выдачи товаров, проверять достоверность информации о товарах, обеспечить потребителей цифровыми инструментами защиты. Речь идет о сервисах мгновенных жалоб и автоматическое блокирование продавцов, уличенных в мошенничестве.
Спорные моменты
Эксперты полагают, что законопроект может создать дополнительную нагрузку на платформы, а также спровоцировать рост цен на услуги для конечных потребителей. Кроме того, если государство получит доступ к алгоритмам интернет-платформ, это может создать риски избыточного регулирования. А это может сказаться на конкуренции и свободе ведения бизнеса.
Создание единой платформы контроля требует значительных ресурсов. Также у игроков пока нет понимания, кто будет оператором такой системы — государство, частные компании или саморегулируемые организации.