Расставим точки над «и»
Официального законопроекта, обязывающего регистрироваться на маркетплейсах через Госуслуги, нет. Генеральный директор компании «Группа-А» Георгий Габолаев предполагает, что вероятнее всего журналисты подхватили идею, которая обсуждалась на рабочем уровне или могла быть предложена в качестве концепции.
«Однако сам факт появления таких новостей говорит о тенденции к усилению государственного контроля над онлайн-сервисами. Поэтому нельзя исключать, что подобные меры могут появиться в будущем», – заявляет спикер.
Основатель сервиса аналитики маркетплейсов LikeStats Максим Одинцов внес ясность, объяснив, что речь идет не обо всех пользователях онлайн-площадок. Регистрироваться через Госуслуги предлагается только продавцам, а также работодателям, которые размещают объявления о вакансиях. Ничего сверхъестественного или нарушающего права граждан в подобной инициативе нет.
На сегодняшний день уже существуют обязательные способы верификации. Так, при открытии магазина на любом крупном маркетплейсе продавец обязан предоставить свои реквизиты.
«Для работы там уже необходимо иметь юридическое лицо или статус самозанятого. Сама организация продаж на таких площадках, как Ozon и Wildberries, позволяет предварительно отсеивать значительную часть недобросовестных селлеров», – подчеркивает менеджер проектов AI сервиса Salist для роста продаж товаров на Wildberries Дмитрий Косик.
На «Авито» верификацию проходят с помощью банковских ID, по паспорту или водительским удостоверениям, по реквизитам и профилю на Госуслугах. Карточки таких продавцов/работодателей получают отметки «Документы проверены», «Реквизиты проверены» или «Есть аккаунт на Госуслугах». Подобная маркировка повышает доверие пользователей.
«С другой стороны, на том же «Авито» можно публиковать объявления без верификации профиля. Чем и пользуются мошенники. Как только пользователь пишет или звонит по их объявлению, они стараются перевести всё общение в сторонние мессенджеры, и уже там «дожимают клиента». Предлагают цену ниже и оплатить товар по их ссылке. Если всех продавцов/работодателей обяжут проходить регистрацию через Госуслуги, это снизит количество фейковых профилей», – отмечает Максим Одинцов.
Если бы...
Представим, что закон о регистрации аккаунтов через портал Госуслуги для всех пользователей онлайн-площадок действительно ввели. Какими бы могли быть положительные аспекты?
Во-первых, новое правило усложнило бы «работу» аферистов при создании фейковых аккаунтов. Подобное регулирование на классифайдах не должно создавать проблем для честных продавцов.
Кроме того, замечает Георгий Габолаев, силовым структурам будет легче выявлять злоумышленников, так как их действия в системе станут отслеживаемыми.
«При этом стоит учитывать, что мошенничество не всегда совершается с поддельных аккаунтов. Многие схемы работают через подставных лиц, перекупщиков или организованные группы. Поэтому эффект от такой меры может быть ограниченным», – дополняет комментарий спикер.
У подобной идеи есть и очевидные минусы:
- раскрытие данных. Если единственным способом регистрации на маркетплейсах будут Госуслуги, это фактически уничтожит возможность анонимных покупок.
- риски утечек. Любые централизованные базы данных являются «лакомым кусочком» для хакеров.
- дискриминация граждан без подтверждённого аккаунта. У части населения нет доступа к Госуслугам или они не хотят раскрывать личные данные. Введение обязательной верификации может ограничить их возможности.
Другие инициативы
Банки, операторы связи, интернет-магазины должны будут добавить биометрию в качестве способа авторизации в своих приложениях и личных кабинетах. Вдобавок, сотрудникам упомянутых организаций запретят использовать иностранные мессенджеры для общения с клиентами.
Такая мера с одной стороны призвана повысить уровень безопасности, с другой – у людей останутся опасения по поводу защиты их персональных данных. Кроме того, нововведение может плохо сказаться на бизнесе:
- высокие расходы. Компании будут вынуждены внедрять биометрические технологии, что потребует значительных инвестиций;
- отток клиентов. Если, объясняет Георгий Габолаев, крупные компании (банки, маркетплейсы) запретят использование Telegram и WhatsApp, клиентам придётся переходить на менее удобные платформы или выбирать другой инструмент покупки;
- ограничение коммуникаций. Многие компании используют иностранные мессенджеры для оперативного взаимодействия с клиентами. Запрет может затруднить работу с пользователями.
«Эффективность биометрии зависит от уровня защиты и добровольного желания покупателей. А запрет общения через иностранные мессенджеры больше похож на бюрократическое усложнение, которое затруднит коммуникацию между бизнесом и клиентами, но вряд ли существенно повысит безопасность», – резюмировал Георгий Габолаев.