Обойдемся без криков: как юристу управлять эмоциями

Адвокаты, которые представляют разные стороны интересов, в судах нередко конфликтуют и спорят, яростно отстаивая позицию клиента. Но помогает ли это делу? Может ли повлиять на дальнейшую карьеру? И есть ли способы сохранить приятельские отношения с коллегами по цеху, даже если вы по разные стороны баррикад? На эти и другие вопросы ищите ответы в материале «Сферы».
Время прочтения: 5 минут

«Как юрист и медиатор, я сталкиваюсь с множеством ситуаций, когда эмоции и конфликт играют важную роль. В судах часто наблюдаю, как юристы, представляющие разные стороны, вступают в споры и пытаются перекричать друг друга», — отмечает Юлия Пономарева, руководитель «PONOMAREVA GROUP», член Общероссийской общественной организации Ассоциация юристов России.

Но вот вопрос: а помогают ли эмоции и переход на личности выиграть дело? И как такое поведение считывают судьи?

Юрист в сфере семьи и недвижимости Наталья Макарий говорит о том, что конфликт возникает именно тогда, когда провоцирующая сторона ощущает себя в неравной позиции. И цитирует знаменитое выражение: «Когда не хватает аргументов, в ход идут кулаки».

«Конфликт — это проявление и демонстрация своей слабости и, соответственно, вступать в него непрофессионально. Любые провокации игнорируются, попытки вывести из себя обращаются против зачинщика. Как говорится, не всегда потерпевший тот, кто громче всех кричит. Оплот успеха — спокойствие, уверенное поведение, и, конечно, соблюдение процессуальных и правовых норм», — утверждает она.

С ней согласна и Екатерина Кочина, адвокат НО «Кировская областная коллегия адвокатов».

«Устраивать в судебном процессе межличностные конфликты, выходящие за рамки разбирательства, недопустимо. Это наверняка негативно отразится на рассмотрении дела», — подчеркивает эксперт.

Независимый от эмоций

Что делать, если в суде вторая сторона откровенно выводит из равновесия и явно просит конфликта? Наталья Макарий рекомендует отнестись к такой ситуации с житейской мудростью и обратить в свою пользу.

«Когда позиция далека от реальных обстоятельств дела, юрист пытается перевернуть процесс в пользу своего доверителя. Но если он это выполняет на почве лишь немотивированной агрессии, высок риск, что процесс он проиграет. То есть такая тактика работает против недобросовестного юриста и не в пользу доверителя», — поясняет она.

Екатерина Кочина советует разделять конфликтное поведение и состязательность. Это абсолютно разные вещи.

«Юрист должен быть независим от эмоций сторон или иных участников процесса. Его основная задача — чётко и убедительно донести свою позицию до судьи в интересах доверителя», — говорит она.

И добавляет, что профессиональный юрист всегда будет сохранять максимально стабильное поведение, не вовлекаясь в провокации оппонента, а напротив, нивелирует конфликт в случае его возникновения.

Четыре правила дзена

Ситуации, когда необходимо защитить интересы клиента с максимальной решительностью, имеются в портфеле почти каждого юриста, говорит Юлия Пономарева.

«Но даже в таких случаях я стараюсь не выходить за рамки профессиональной этики. Важно помнить, что мы – коллеги по цеху, и от наших отношений зависит репутация всей юридической профессии», — отмечает она.

Сохранять спокойствие в сложных ситуациях эксперту помогает несколько простых правил, которыми она поделилась со «Сферой».

  1. Уважительное общение: важно сохранять спокойный тон и не переходить на личности.
  2. Профессионализм: следует соблюдать этические нормы и не использовать недопустимые методы работы.
  3. Открытость диалогу: слушать мнение противоположной стороны и пытаться найти компромисс.
  4. Совместная работа: участие в профессиональных сообществах и совместных проектах может укрепить взаимоотношения.

Конфликт с точки зрения клиента

Существует и обратная сторона медали конфликта — оценка поведения юриста с точки зрения клиента. Как подчеркивает Наталья Макарий, доверитель выбирает в первую очередь человека, с которым ему спокойно и возникает полное доверие.

«Дальше дело техники. Глупый юрист бьётся за победу, умный — за результат, даже если он проиграл», — добавляет эксперт.

По ее словам, у профессионалов не принято разводить конфликты в судебных процессах. Выиграть спор можно при качественной проработке правовой позиции и находясь в состоянии твердой уверенности в своей правоте.

«Важно уметь тщательно собирать доказательства для своей позиции, спрогнозировать встречное поведение второй стороны и действия суда, а также уметь парировать и отражать атаки оппонента, вовремя и налёту применяя существующие методики и законы», - резюмирует Наталья Макарий.

Ее позицию разделяет Юлия Пономарева, которая в работе предпочитает основываться на фактах и доказательствах, а не на драматизации.

«Считаю, что уважительное общение и признание позиции противоположной стороны – это более эффективные инструменты достижения результата, чем агрессия и давление. Кроме того, такой подход помогает сохранять положительную репутацию как юриста», — резюмирует она.

Рекомендуем

Статья

Юристы не перерабатывают? Cтатистика против жизненных реалий

Исследование российского рекрутингового агентства SuperJob утверждает, что юристы реже представителей других профессий задерживаются на работе. Так ли это на самом деле? «Сфера» разбиралась вместе с экспертами.

Статья

Шесть табу: что нельзя делать юристу в социальных сетях

Как правильно вести себя специалисту в Интернете? Есть ли какая-то адвокатская этика по ведению социальных сетей? Стоит ли рассказывать о себе или нет? И как «лишнее» слово в Сети может сказаться на репутации? «Сфера» разбиралась с экспертами.

Статья

Перестать быть хорошим: как юристу выстраивать личные границы на работе

Работа с документами, изучение законов и составление отчетов — это то, что приходит на ум, когда говорят о работе юриста. Однако круг обязанностей гораздо шире. «Сфера» собрала советы от экспертов, как устанавливать границы на работе и не брать лишнюю нагрузку.

Нужно хоть что-то написать