Обойдемся без криков: как юристу управлять эмоциями

Адвокаты, которые представляют разные стороны интересов, в судах нередко конфликтуют и спорят, яростно отстаивая позицию клиента. Но помогает ли это делу? Может ли повлиять на дальнейшую карьеру? И есть ли способы сохранить приятельские отношения с коллегами по цеху, даже если вы по разные стороны баррикад? На эти и другие вопросы ищите ответы в материале «Сферы».
Время прочтения: 5 минут

«Как юрист и медиатор, я сталкиваюсь с множеством ситуаций, когда эмоции и конфликт играют важную роль. В судах часто наблюдаю, как юристы, представляющие разные стороны, вступают в споры и пытаются перекричать друг друга», — отмечает Юлия Пономарева, руководитель «PONOMAREVA GROUP», член Общероссийской общественной организации Ассоциация юристов России.

Но вот вопрос: а помогают ли эмоции и переход на личности выиграть дело? И как такое поведение считывают судьи?

Юрист в сфере семьи и недвижимости Наталья Макарий говорит о том, что конфликт возникает именно тогда, когда провоцирующая сторона ощущает себя в неравной позиции. И цитирует знаменитое выражение: «Когда не хватает аргументов, в ход идут кулаки».

«Конфликт — это проявление и демонстрация своей слабости и, соответственно, вступать в него непрофессионально. Любые провокации игнорируются, попытки вывести из себя обращаются против зачинщика. Как говорится, не всегда потерпевший тот, кто громче всех кричит. Оплот успеха — спокойствие, уверенное поведение, и, конечно, соблюдение процессуальных и правовых норм», — утверждает она.

С ней согласна и Екатерина Кочина, адвокат НО «Кировская областная коллегия адвокатов».

«Устраивать в судебном процессе межличностные конфликты, выходящие за рамки разбирательства, недопустимо. Это наверняка негативно отразится на рассмотрении дела», — подчеркивает эксперт.

Независимый от эмоций

Что делать, если в суде вторая сторона откровенно выводит из равновесия и явно просит конфликта? Наталья Макарий рекомендует отнестись к такой ситуации с житейской мудростью и обратить в свою пользу.

«Когда позиция далека от реальных обстоятельств дела, юрист пытается перевернуть процесс в пользу своего доверителя. Но если он это выполняет на почве лишь немотивированной агрессии, высок риск, что процесс он проиграет. То есть такая тактика работает против недобросовестного юриста и не в пользу доверителя», — поясняет она.

Екатерина Кочина советует разделять конфликтное поведение и состязательность. Это абсолютно разные вещи.

«Юрист должен быть независим от эмоций сторон или иных участников процесса. Его основная задача — чётко и убедительно донести свою позицию до судьи в интересах доверителя», — говорит она.

И добавляет, что профессиональный юрист всегда будет сохранять максимально стабильное поведение, не вовлекаясь в провокации оппонента, а напротив, нивелирует конфликт в случае его возникновения.

Четыре правила дзена

Ситуации, когда необходимо защитить интересы клиента с максимальной решительностью, имеются в портфеле почти каждого юриста, говорит Юлия Пономарева.

«Но даже в таких случаях я стараюсь не выходить за рамки профессиональной этики. Важно помнить, что мы – коллеги по цеху, и от наших отношений зависит репутация всей юридической профессии», — отмечает она.

Сохранять спокойствие в сложных ситуациях эксперту помогает несколько простых правил, которыми она поделилась со «Сферой».

  1. Уважительное общение: важно сохранять спокойный тон и не переходить на личности.
  2. Профессионализм: следует соблюдать этические нормы и не использовать недопустимые методы работы.
  3. Открытость диалогу: слушать мнение противоположной стороны и пытаться найти компромисс.
  4. Совместная работа: участие в профессиональных сообществах и совместных проектах может укрепить взаимоотношения.

Конфликт с точки зрения клиента

Существует и обратная сторона медали конфликта — оценка поведения юриста с точки зрения клиента. Как подчеркивает Наталья Макарий, доверитель выбирает в первую очередь человека, с которым ему спокойно и возникает полное доверие.

«Дальше дело техники. Глупый юрист бьётся за победу, умный — за результат, даже если он проиграл», — добавляет эксперт.

По ее словам, у профессионалов не принято разводить конфликты в судебных процессах. Выиграть спор можно при качественной проработке правовой позиции и находясь в состоянии твердой уверенности в своей правоте.

«Важно уметь тщательно собирать доказательства для своей позиции, спрогнозировать встречное поведение второй стороны и действия суда, а также уметь парировать и отражать атаки оппонента, вовремя и налёту применяя существующие методики и законы», - резюмирует Наталья Макарий.

Ее позицию разделяет Юлия Пономарева, которая в работе предпочитает основываться на фактах и доказательствах, а не на драматизации.

«Считаю, что уважительное общение и признание позиции противоположной стороны – это более эффективные инструменты достижения результата, чем агрессия и давление. Кроме того, такой подход помогает сохранять положительную репутацию как юриста», — резюмирует она.

Рекомендуем

Статья

Шесть табу: что нельзя делать юристу в социальных сетях

Как правильно вести себя специалисту в Интернете? Есть ли какая-то адвокатская этика по ведению социальных сетей? Стоит ли рассказывать о себе или нет? И как «лишнее» слово в Сети может сказаться на репутации? «Сфера» разбиралась с экспертами.

Статья

Перестать быть хорошим: как юристу выстраивать личные границы на работе

Работа с документами, изучение законов и составление отчетов — это то, что приходит на ум, когда говорят о работе юриста. Однако круг обязанностей гораздо шире. «Сфера» собрала советы от экспертов, как устанавливать границы на работе и не брать лишнюю нагрузку.

Статья

(Не)важный пункт резюме: является ли прохождение курсов профподготовки плюсом при трудоустройстве

Некоторые юристы, получая основное образование, не останавливаются на достигнутом. Они проходят различные курсы, слушают вебинары и получают дополнительные навыки, вписывая все в резюме с целью повысить свой «вес» на рынке труда. «Сфера» решила выяснить, как это влияет на решение работодателя при трудоустройстве и какие направления нужно выбирать специалистам.

Нужно хоть что-то написать