Права для электросамоката: почему устройство приравняли к транспортным средствам

Верховный суд России признал электросамокаты транспортным средством. Такой статус устройства получили в результате судебного разбирательства.
Время прочтения: 6 минут

Давит Чепечян попал в ДТП в мае 2021 года. Его машина поворачивала налево, а по встречке двигался человек на электросамокате. Суд устаовил, что человек на самокате потерял управление и на полном ходу попал под машину. От полученных травм он скончался.

Органы следствия возбудили уголовное дело по ч. 3 ст. 264 УК — нарушение ПДД и эксплуатации транспортных средств, повлекшее смерть человека. Следователь назначил автотехническую судебную экспертизу, назвав электросамокат с двигателем мощностью 5,4 кВт, на котором передвигался погибший, «механическим транспортным средством». Таким образом, следствие предлагало квалифицировать случившееся, как ДТП с участием двух транспортных средств, в котором Чепечян нарушил ПДД, не уступив дорогу другому транспортному средству при повороте налево.

Истец в суде в свою очередь пытался доказать, что электросамокат не может считаться транспортным средством, так как для управления им не требуются водительские права.

Но представитель Генеральной прокуратуры заявил, что скорость, которую развивают современные электросамокаты, позволяет отнести их к транспортным средствам, так, например, максимальная скорость самоката Dualtron Ultra, которым управлял погибший, составляет 85 км/ч.

«Таким решением суд установил становление судебной практики по такому вопросу – нижестоящие суды, хоть и негласно, будут следовать таким правилам и принимать схожие решения. На это решение будет, возможно, ориентироваться и законодатель при принятии специального закона», — считает доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Оксана Васильева. 

По ее словам, данное решение повлияет на действия сотрудников ГИБДД. Также у них могут быть свои внутренние инструкции от руководства, которым также необходимо следовать. Но в большей степени это оказывает влияние на суды. Так, постановления сотрудника ГИББД можно оспаривать у его начальника или в суде. И когда суд будет принимать решение по данному вопросу, он будет, в первую очередь, ориентироваться на мнение Верховного суда.

Так ли безопасен самокат?

В городах России кикшеринг — аренда самокатов — массово вводилась 2-3 года назад. Сначала новинку воспринимали довольно осторожно, но затем большинство оценило все преимущества такого транспорта: маневренность, простоту управления, бюджетность и доступность — самокаты устанавливали не только на оживленных улицах, но и в спальных районах. Со временем практика показала, что безопасное, на первый взгляд, средство передвижения может спровоцировать серьезную аварию, особенно в руках лихача.

В Минтрансе электросамокаты причисляют к средствам индивидуальной мобильности (СИМ). До сих пор большинство ДТП с их участием классифицируются как наезд на пешехода, так как, согласно ПДД, лицо, управляющее самокатом, считается пешеходом. В то же самое время, если электросамокат сбивал пешехода, в силу отсутствия правовой основы, меры наказания не были сопоставимы со случаями, когда пешеходов сбивал автомобиль. Самокат же способен развивать скорость до 40 км/ч и аварии с их участием нередко влекли за собой смерть. Максимальные меры предосторожности властей по правовому регулированию таких ситуаций заключались лишь в ограничении максимальной скорости электросамокатов в определенных зонах города до 15 км/ч.

Замначальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения (ГУОБДД) МВД России Владимир Кузин выразил надежду, что ведомство сможет установить статус средств индивидуальной мобильности, в число которых также входят электросамокаты, к лету 2022 года. Но сейчас их статус окончательно не определен.

Законопроект о средствах индивидуальной мобильности, который позволил бы регулировать все технические устройства, существует около трех лет. Его подготовил Минтранс в октябре 2019 года.  

«Средство индивидуальной мобильности» — устройство, предназначенное для передвижения человека посредством использования электродвигателя (электродвигателей) и (или) мускульной энергии человека (роликовые коньки, самокаты, электросамокаты, скейтборды, электроскейтборды, гироскутеры, сегвеи, моноколеса и иные аналогичные средства), за исключением велосипедов и инвалидных колясок», — говорится в документе.

В законопроекте прописано, что управлять СИМ могут лица старше 14 лет исключительно по велодорожкам и со скоростью не более 20 км/ч. А в их отсутствие по тротуарам, и только при отсутствии тротуаров по проезжей части. Принять законопроект в короткие сроки невозможно — для этого придется производить серьезную редакцию ПДД, переписывая большое количество норм. 

Хроника нарушений

В разные годы в разных регионах России предлагали ввести те или иные ограничения для самокатчиков, не меняя при этом ПДД. В некоторых городах общественники настаивали на полном запрете электросамокатов. Причина простая — рост числа аварий, в том числе и смертельных, в  с их участием.

Так, в Петербурге 1 июня 2021 года мужчина на электросамокате сбил четырехлетнего мальчика. В результате ребенка госпитализировали в тяжелом состоянии: перелом лобной кости о многочисленные ушибы. На 50-летнего мужчину, управлявшего электросамокатом, было возбуждено уголовное дело по статье «Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности».

На следующий день, 2 июня, в Невском районе Петербурга неизвестный на электросамокате сбил 5-летнюю девочку и скрылся. Ребенка госпитализировали с серьезными травмами: ушиб головного мозга средней степени, закрытая черепно-мозговая травма, перелом лобной кости, гематома мягких тканей лобной области, ушиб мягких тканей области левого плеча и области левого бедра. Виновника нашли и также завели уголовное дело.

В мае 2021 года 23-летний житель Петрозаводска сбил 5-летнюю девочку. Её госпитализировали с сотрясением мозга и переломом черепа. Молодого человека признали виновным и приговорили к году ограничения свободы.

11 июля 2018 года 34-летний житель Москвы сбил 88-летнего мужчину. Пожилой человек скончался в тот же день. Через полгода против виновника было возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 268 Уголовного кодекса («Нарушение правил безопасности движения транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть человека»). Самокатчика приговорили к штрафу в размере ста тысяч рублей.

Ночью 13 мая 2021 года солист балета Мариинского театра упал с электросамоката и на две недели впал в кому. Он пытался объехать прохожих, однако из-за очень высокой скорости маневр не удался. Судя по записи камеры видеонаблюдения руль от самоката задел одного из пешеходов, но, к счастью, тот не пострадал.

14 июля 2021 года на западе Москвы в результате столкновения с электросамокатом скончался 80-летний ученый, доктор биологических наук Иван Пигарев. Как сообщили его коллеги, пожилой человек находился в отличной физической форме и ежедневно ездил на работу на велосипеде. После столкновения обоих участников без сознания доставили в больницу. Ученому провели операцию, однако он не выжил.

В ночь с 13 на 14 мая 2021 года студенты, катаясь на электросамокатах на большой скорости, специально сбивали пешеходов на Невском проспекте в Петербурге. Инцидента было сразу два: в первом случае сбитый не стал связываться с самокатчиками и просто ушел. Второй пострадавший начал снимать виновников на видео, им это не понравилось, и студенты принялись избивать потерпевшего. После этого он не был в состоянии даже подняться с тротуара. Когда появилась патрульная машина, обидчики скрылись с места происшествия, однако вскоре их удалось отыскать и арестовать.

Доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Оксана Васильева считает, что если электросамокат мощностью более 250 ватт, то для управления им необходимо вводить водительское удостоверение категории «M». Но если есть водительские права другой категории, то дополнительно никакие права получать не надо. А если мощность электросамоката менее 250 ватт, то водительские права не нужны.

«При этом, как мне кажется, надо ограничить и скорость движения на электросамокатах. С одной стороны, при движении по тротуару скорость движение остальных пешеходов заметно меньше, из-за чего возрастает вероятность столкновения с ними. Но с другой стороны, при движении по дороге на электросамокате его скорость все-таки ниже скорости автомобиля, из-за чего шанс ДТП возрастает еще сильнее, если двигаться со скоростью меньше, чем движется весь остальной поток, то вероятность попасть в ДТП примерно в два раза больше по сравнению с тем, если бы двигаться с большей средней скоростью, чем весь поток», — полагает Васильева.

Парктика использования электросамокатов показывает, что при соблюдении ПДД и контроле скорости, этот вид транспорта может стать отличной и действительно безопасной альтернативой машине в пределах городах. Однако, большинству владельцев явно не достает понимания дорожной обстановки и того, как необходимо действовать в той или иной ситуации. Вероятно, ограничение максимальной скорости электросамокатов позволит исправить ситуацию.

Рекомендуем

Статья

Номера и личные рейтинги: к чему готовиться любителям электросамокатов?

Власти и операторы средств индивидуальной мобильности (СИМ) в 2024 году проработали новые правила управления таким видом транспорта в городской среде. Новшества обяжут кикшеринговые компании снабдить электросамокаты и прокатные велосипеды табличками с номерами, а пользователи будут проходить тесты на знание ПДД. Обо всем подробнее в материале «Сферы».

Статья

В России вступили в силу новые правила для самокатов: что изменится на дорогах

С 1 марта начали действовать изменения в ПДД, которые закрепляют статус самокатов и определяют права и обязанности водителей средств индивидуальной мобильности. «Сфера» разбиралась, как это повлияет на пешеходов, автомобилистов и самих самокатчиков.

Статья

Новые требования для владельцев самокатов и защита персональных данных: какие законы вступают в силу в марте

Интеграция новых регионов в правовое поле РФ. Запрет на торговлю животными в неподобающих условиях. Онлайн-продажа лекарств. Какие законы вступают в силу в марте — в обзоре «Сферы».

Нужно хоть что-то написать