«Нежность» и «Букет» в «Ажуре»: как регулируется продажа и применение наручников в России

Министерством внутренних дел (МВД) России запретило надевать наручники на женщин, несовершеннолетних и фигурантов экономических дел. Ранее запрет действовал только в отношении беременных, инвалидов и малолетних. «Сфера» рассказывает, как регулируется применение наручников в стране, какие структуры могут их законно использовать и как быть гражданским.
Время прочтения: 7 минут

Вопрос о недопустимости применения наручников при конвоировании женщин, детей, предпринимателей, и всех, кого подозревают и обвиняют в ненасильственных преступлениях, был поднят правозащитниками во время заседания Совета по правам человека (СПЧ) при президенте РФ 7 декабря 2022 года. На встрече Ева Меркачева рассказала главе государства о случае, когда обвиняемую в экономическом преступлении женщину «возили на следственные действия в Москве в кандалах». Она подчеркнула, что этот случай — не единственный.

По итогам заседания Владимир Путин поручил МВД, Генеральной прокуратуре, Следственному комитету и Федеральной службе исполнения наказаний к 1 мая 2023 года предоставить ему доклад о результатах работы по недопущению необоснованного использования специальных средств «Ажур».

На следующий день после заседания СПЧ руководство МВД выступило с официальным обращением. В тексте отмечалось, что сейчас ведомственные нормативные акты позволяют полицейским использовать «Ажур» в зависимости от степени общественной опасности конвоируемых. Чтобы не допустить случаи необоснованного применения таких средств, руководство министерства направило в территориальные органы ведомства указание с детальным разъяснением установленных требований, в частности, запрета использования «Ажур» в отношении женщин, несовершеннолетних и лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении экономических преступлений.

Что такое «Ажур»?

«Ажур» — особый вид «средств ограничения подвижности», который может крепиться одновременно на руки и ноги человека, и используется для конвоирования подозреваемых или обвиняемых.

Существует три типа этого спецсредства:

  • Ажур-Р — наручники
  • Ажур-Н — наножники
  • Ажур-К — конвойная комбинация: наручники, соединенные цепью с кандалами.

Каждая модель выпускается в четырех размерах и числится в арсенале МВД, ФСИН, Росгвардии и др.

Виды наручников

Первые наручники с замком и ключом были изобретены в начале XIX века английской компанией «Hiatt». Модель получила название «Darby» и могла надеваться как на руки, так и на ноги задержанного. Новшество имело один недостаток — не регулировалась по размеру, поэтому полицейским приходилось носить с собой сразу три комплекта: малого, среднего и большого диаметра.

Ситуация изменилась в 1862 году, когда американская компания «Tower» запатентовала первые регулируемые по размеру средства ограничения. Несмотря на многообразие моделей общая проблема оперативного применения изделия была не решена, их приходилось постоянно держать открытыми.

Революцию в мире наручников в 1912 году совершила английская компания Peerless. Она создала конструкцию, которая стала типовой и используется по сей день. Модель Peerless имела верхнюю дужку, которая проворачивалась насквозь, а храповый механизм позволял дужке свободно вращаться только в одну сторону. Обратно повернуть её без ключа было невозможно. Соединялись металлические браслеты с помощью звеньев.

Первые советские наручники были изготовлены в 1930-х гг. и получили название «БР» — браслеты ручные. Впоследствии модели улучшались, но, в целом, каких-то серьезных конструктивных изменений не произошло.

На вооружении у современной российской полиции находятся наручники разных типов и моделей, но наиболее часто сотрудники ведомства используют БР-С, БКС-1, БОС и др. Их также применяют частные охранники и детективы.

БР-С — «браслеты ручные специальные» — наручники оперативные двухзвенные. Постепенно эта модель вытесняется модифицированной БР-С2 «Краб», в которой оптимизирована процедура закрывания и открывания замка.

БКС-1 («Нежность») — браслеты конвойные специальные с храповым механизмом, работающие по принципу «акулий зуб». Эта модель классифицируется как универсальные наручники для конвоирования. На практике применяют две разновидности БКС-1: браслеты «Прикол», оснащенные стационарным креплением к стене, и наручники «Букет», рассчитанные на конвоирование группы задержанных до пяти человек.

БОС — браслеты оперативные специальные. Наручники отличаются способом соединения браслетов — вместо цепочки они скрепляются тремя металлическими серьгами. Модель классифицируют как наручники с жесткой системой крепления. Их используют в особых случаях, когда обычные средства для задержания могут оказаться недостаточно надежными.

Кто может применять спецсредства?

В российском законодательстве наручники относятся к спецсредствам. Также в эту категорию входят резиновые дубинки, электрошокеры, светошоковые устройства, газовые, окрашивающие и маркирующие средства, водометы, служебные животные и др.

Основания для применения наручников регламентированы законодательством РФ только для сотрудников:

  • Полиции
  • Военной полиции
  • Следственного комитета
  • Федеральной службы судебных приставов
  • Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН)
  • Росгвардии
  • Государственной охраны (ФСО)
  • Ведомственной охраны
  • Частных охранников и детективов

Применяются наручники сотрудниками вышеперечисленных ведомств в одних и тех же случаях, но с некоторыми поправками, исходя из специфики деятельности.

Основные ситуации, когда наручники могут быть использованы:

  • для пресечения сопротивления;
  • для задержания;
  • для доставления в полицию.

Что насчет гражданских?

В России нет закона, который запрещал бы гражданскому населению покупать или носить при себе наручники.

«И это вполне логично — так можно запретить и продажу бытовых ножей или верёвок. Никаких специальных разрешений на приобретение таких изделий не требуется. И открытое владение и пользование не будет основанием для их изъятия правоохранительными органами, конечно, если средства не используются в качестве орудия преступления», — рассказывает президент Международной коллегии адвокатов города Москвы «Почуев, Зельгин и партнеры» Александр Почуев.

По его словам, обычно наручники используют злоумышленники в процессе совершения либо грабежа, либо насильственных преступлений.

«Если использовать наручники с целью незаконно лишить свободы передвижения человека, то это может повлечь уголовную ответственность по ст. 127 УК РФ «Незаконно лишение свободы» с возможным наказанием в виде до 8 лет лишения свободы. Владеть — владейте, но заигрываться не стоит», — подчеркивает эксперт.

Почуев уточнил, что ответственность за неправомерное применение наручников могут также нести сотрудники ведомств (полиции, ЧОПов, ФСИНа и др.). Нарушение их применения, по словам адвоката, может рассматриваться как дисциплинарный или, возможно, уголовный проступок. 

Источник изображения: https://ru.freepik.com

Рекомендуем

Статья

Доступ к личным данным без решения суда: юристы оценили новые поправки МВД

В МВД России разработали ряд поправок к закону "Об оперативно-розыскной деятельности". Предлагаемые изменения позволят приравнять любую информацию, передаваемую через Интернет, к необходимым для следственных действий данным. Таким образом, силовики получат право на удаленный доступ к любой информации из дата-центров, облачных хранилищ, от операторов связи и с устройств граждан без решения суда. Опрошенные "Сферой" эксперты рассказали о возможных последствиях принятия данных поправок.

Статья

Служебные собаки: кто несет ответственность за животных на посту

В октябре 2022 года по Сети разлетелась история, как капитан кинологической службы инсценировала смерть служебной собаки и фактически украла животное при переходе в другое ведомство. Собаку поместили в питомник, а девушке вменили статью о присвоении с использованием служебного положения. В деталях истории, а также в особенностях жизни служебных собак разбиралась «Сфера».

Авторский взгляд

Дипфейки и ответственность за их распространение. Что важно знать

Про дипфейки, или подделки, созданные с помощью нейросетей, знают многие. Это фальшивые информационные материалы часто используются для кибермошенничества или негативного влияния на репутацию частных лиц и компаний. Анастасия Кочетова, юрисконсульт по информационной безопасности RTM Group, специально для «Сферы» рассказала, какие риски с точки зрения закона связаны с применением дипфейков.

Нужно хоть что-то написать