Причина 1. Сдерживающий фактор
Безусловно, заемщикам банков и МФО, столкнувшимся с необходимостью общения с коллекторами, идея с полным запретом их деятельности кажется замечательной. Однако не стоит забывать, что наряду с добросовестными должниками (теми, кто действительно не платит в силу жизненных обстоятельств: потери работы, болезни и т. п.) существует целый пласт антагонистов.
Когда занимаешься банкротством физических лиц, это ощущается особенно остро: из месяца в месяц к нам обращаются клиенты, которые открыто заявляют, что брали кредиты без намерения возвращать их, и требуют провести процедуру банкротства. Конечно, с такими клиентами мы не работаем, но факт их присутствия в кредитном портфеле почти каждого российского банка отрицать нельзя.
Об этической стороне вопроса мы говорить не будем. Просто представим, что по взмаху волшебной палочки исчезнут взыскатели. Как ни крути, для многих заемщиков перспектива общения с коллекторами — ключевой сдерживающий фактор, предотвращающий просрочки. Если человек будет знать, что за нарушение обязательств не последует наказания (разве что гипотетический судебный иск — но когда и будет ли он вообще?), то и соблюдать платежную дисциплину он не станет.
Причина 2. Контроль госорганов
3 июля 2016 года, когда заработал 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по взысканию просроченной задолженности», называющийся в народе «антиколлекторским», можно считать тем днем, когда коллекторами вплотную занялись государственные органы.
В следующие десять лет коллекторский бизнес ждал много изменений — вплоть до введения уголовной ответственности для профессиональных взыскателей. И это говорит о том, что правительство и Центробанк в этот период приложили все усилия для того, чтобы рынок сбора долгов стал прозрачным и цивилизованным.
К слову, работа продолжается и сейчас, взять хотя бы прошлогодние массовые проверки коллекторов надзорным органом — Федеральной службой судебных приставов (ФССП). Вряд ли логичным продолжением всех этих трудоемких мероприятий станет полный отказ от коллекторов.
Причина 3. Социальная
В России сейчас официально зарегистрировано 520 коллекторских агентств, в которых работает N-ное количество сотрудников. Точных данных о том, сколько именно человек трудится коллекторами, нет. Однако нужно понимать, что, если они все сейчас станут безработными, возникнет проблема.
Остановить разогнавшийся многотонный поезд в один момент сложно: очевидно, что бизнес будет искать лазейки в законах, чтобы продолжать коллекторскую деятельность или вовсе уйдет в тень. В последнем случае говорить о соблюдении вышеупомянутого 230-ФЗ не приходится. Мы рискуем получить именно то, от чего пытаемся отказаться, выгнав взыскателей с рынка — а именно неограниченное психологическое давление на должника и гораздо более жесткие методы взыскания.
Причина 4. Разворот в сторону клиента
«Антиколлекторский закон» — это не просто документ, ограничивающий права коллекторов, это еще и первый сигнал от государства бизнесу о том, что пора прощаться со старыми методами, разворачиваться «передом» к клиенту и начинать работать по-новому. Сигналов еще будет немало, и те компании, которые правильно их расшифруют, продолжат успешно работать. Ну а те, кто так и не смог перестроиться, столкнутся с санкциями, что в итоге приведет к уходу с рынка.
Прекрасной иллюстрацией стал отказ многих крупных игроков от использования слова «коллектор» в названиях: например, «ПКБ», крупнейшая коллекторская компания на рынке цессии, стала «Первым клиентским бюро» вместо «Первого коллекторского…»; а «АБК» (дочернее коллекторское агентство «Сбера») преобразовалось в «АктивБизнесКонсалт» вместо «АктивБизнесКоллект» и сосредоточилось на внедрении искусственного интеллекта в процессы взыскания.
Теперь на сайтах крупных коллекторов вместо суровых картинок и сухих текстов мы можем наблюдать калькуляторы погашения долга, где должник может сам выбирать комфортную для внесения сумму и рассрочку, развернутые блоки FAQ о том, как продуктивно договориться с коллекторами, и прочий контент, явно указывающий на то, что компания настроена на продуктивный и позитивный диалог с должником-клиентом.
Запрет коллекторских агентств – идея, конечно, благородная и народу по душе, однако, как и любая серьезная инициатива, она должна быть подвергнута всесторонней и обоснованной критике.
Изображение создано Freepik, www.freepik.com