Небанковские поставщики платежных услуг: зачем они нужны?

Госдума в первом чтении приняла законопроект о дополнительном регулировании платежного рынка. Документом предусматривается введение института небанковских поставщиков платежных услуг (НППУ). Зачем нужны такие организации? В чем их польза? И чем они будут отличаться от тех, которые уже занимаются переводами? В этих и других вопросах «Сфера» разбиралась вместе с экспертами.
Время прочтения: 5 минут

Небанковские поставщики получат возможность оказывать услуги по переводу средств как обычных, так и электронных. Для проведения операций понадобится лишь открытый в Банке России счет. При этом наложить арест или взыскать по долгам эти средства будет нельзя.

НППУ поделят на три категории:

  • для переводов клиентов, активы которых превышают 5 млн рублей
  • для агрегированных переводов клиентов, активы которых превышают 10 млн рублей
  • для переводов электронной валюты клиентов, активы которых превышают 10 млн рублей

Контролировать деятельность небанковских поставщиков платёжных услуг будет ЦБ. При этом статус НППУ смогут получить организации, которые уже занимаются переводами – переходный период составит 1,5 года.

С инициативой выступила группа депутатов и сенаторов во главе с председателем комитета нижней палаты парламента по финансовому рынку Анатолием Аксаковым. Как считает финансовый директор особой экономической зоны «Доброград-1» Юлия Картозия, у нее есть потенциал. Институт, по словам эксперта, может «стать катализатором значимых трансформаций в финансовом секторе».

Небанковские поставщики приводят к диверсификации и восстановлению структуры рынка. Им предоставляется возможность специализироваться на более узких платежных решениях, которые могут быть более выгодными, инновационными и конкурентоспособными.

«Это, в свою очередь, может способствовать снижению издержек для бизнеса и потребителей, а также увеличению доступности финансовых услуг, что крайне важно для развития предпринимательства и дальнейшей цифровизации экономики», — поясняет Юлия Картозия.

Технологический тренд

С ней согласен и Георгий Габолаев, генеральный директор компании «Группа-А». Он считает, что введение НППУ направлено на повышение гибкости и эффективности платежного рынка, а также расширение доступности платежных услуг для граждан и бизнеса.

«Небанковские поставщики помогут повысить конкуренцию на рынке и улучшить качество платежных услуг. Они способны предложить более гибкие и доступные решения, особенно в части работы с малым бизнесом и физическими лицами. Это также увеличит финансовую инклюзию и позволит развивать инновационные подходы к предоставлению платежных сервисов», — говорит Габолаев.

Юлия Картозия говорит о том, что появление НППУ имеет неоспоримое преимущество – это возможность адаптироваться к современным технологическим трендам. И в этом основное отличие данных организаций от компаний, уже занимающихся переводами.

«Они могут предложить клиентам более персонализированные решения. Кроме того, НППУ не ограничены жесткими банковскими нормами и могут предоставлять уникальные услуги, такие как интеграция с различными платформами и передовые технологии, например, блокчейн», — отмечает эксперт.

Еще одним преимуществом НППУ является отсутствие банковской лицензии.

«Их деятельность не будет связана с привлечением депозитов и кредитованием, как в случае банков», — объясняет Георгий Габолаев.

Прозрачность и безопасность

Эксперт добавляет, что новый закон предполагает установление строгих требований к небанковским поставщикам, включая обязательную регистрацию в Центральном банке, соблюдение стандартов безопасности и предоставление отчетности.

«Это обеспечит защиту интересов потребителей и безопасность финансовых операций, а также позволит регулятору контролировать качество предоставляемых услуг», — говорит он.

Четкая законодательная база обеспечит прозрачность их деятельности, которая в том числе отразиться и на потребителях, которые заинтересованы в получении качественной услуги.

«Предусмотренные в законе положения обеспечивают равные условия для существующих и новых участников рынка, что жизненно важно для поддержания здоровой конкуренции и стимулирования инноваций. Создание четкой подсистемы регулирования позволит минимизировать риски, связанные с безопасностью и защитой данных, что удовлетворяет современные требования к финтех-индустрии», — резюмирует Юлия Картозия.

Рекомендуем

Авторский взгляд

Цифровой рубль: третья форма денег

Что такое цифровой рубль, как им можно расплатиться, что для этого надо сделать? Вопросов, касающихся российской цифровой валюты, меньше не становится. Несмотря на то, что законодательные положения, регулирующие эту сферу, вступили в силу 1 августа 2023 года. О третьем виде национальной валюты и почему она пока «не существует» в праве, рассказала LL.M, к.ю.н., партнер практики частных клиентов и руководитель практики Pro Bono адвокатского бюро, адвокат Татьяна Микони.

Статья

Пять вопросов о счетах в банке за границей

Актуальные ответы на вопросы, которые задает каждый, когда нужен зарубежный банковский счет

Статья

Роль центральных банков и фондовых бирж в «зеленой» повестке обсудили на Форуме ECUMENE 2022

На Глобальном финансовом Форуме ECUMENE 2022 состоялась сессия, посвященная роли Центральных банков и фондовых бирж для устойчивого финансирования и перехода к «зеленой» экономике.

Нужно хоть что-то написать