Небанковские поставщики платежных услуг: зачем они нужны?

Госдума в первом чтении приняла законопроект о дополнительном регулировании платежного рынка. Документом предусматривается введение института небанковских поставщиков платежных услуг (НППУ). Зачем нужны такие организации? В чем их польза? И чем они будут отличаться от тех, которые уже занимаются переводами? В этих и других вопросах «Сфера» разбиралась вместе с экспертами.
Время прочтения: 5 минут

Небанковские поставщики получат возможность оказывать услуги по переводу средств как обычных, так и электронных. Для проведения операций понадобится лишь открытый в Банке России счет. При этом наложить арест или взыскать по долгам эти средства будет нельзя.

НППУ поделят на три категории:

  • для переводов клиентов, активы которых превышают 5 млн рублей
  • для агрегированных переводов клиентов, активы которых превышают 10 млн рублей
  • для переводов электронной валюты клиентов, активы которых превышают 10 млн рублей

Контролировать деятельность небанковских поставщиков платёжных услуг будет ЦБ. При этом статус НППУ смогут получить организации, которые уже занимаются переводами – переходный период составит 1,5 года.

С инициативой выступила группа депутатов и сенаторов во главе с председателем комитета нижней палаты парламента по финансовому рынку Анатолием Аксаковым. Как считает финансовый директор особой экономической зоны «Доброград-1» Юлия Картозия, у нее есть потенциал. Институт, по словам эксперта, может «стать катализатором значимых трансформаций в финансовом секторе».

Небанковские поставщики приводят к диверсификации и восстановлению структуры рынка. Им предоставляется возможность специализироваться на более узких платежных решениях, которые могут быть более выгодными, инновационными и конкурентоспособными.

«Это, в свою очередь, может способствовать снижению издержек для бизнеса и потребителей, а также увеличению доступности финансовых услуг, что крайне важно для развития предпринимательства и дальнейшей цифровизации экономики», — поясняет Юлия Картозия.

Технологический тренд

С ней согласен и Георгий Габолаев, генеральный директор компании «Группа-А». Он считает, что введение НППУ направлено на повышение гибкости и эффективности платежного рынка, а также расширение доступности платежных услуг для граждан и бизнеса.

«Небанковские поставщики помогут повысить конкуренцию на рынке и улучшить качество платежных услуг. Они способны предложить более гибкие и доступные решения, особенно в части работы с малым бизнесом и физическими лицами. Это также увеличит финансовую инклюзию и позволит развивать инновационные подходы к предоставлению платежных сервисов», — говорит Габолаев.

Юлия Картозия говорит о том, что появление НППУ имеет неоспоримое преимущество – это возможность адаптироваться к современным технологическим трендам. И в этом основное отличие данных организаций от компаний, уже занимающихся переводами.

«Они могут предложить клиентам более персонализированные решения. Кроме того, НППУ не ограничены жесткими банковскими нормами и могут предоставлять уникальные услуги, такие как интеграция с различными платформами и передовые технологии, например, блокчейн», — отмечает эксперт.

Еще одним преимуществом НППУ является отсутствие банковской лицензии.

«Их деятельность не будет связана с привлечением депозитов и кредитованием, как в случае банков», — объясняет Георгий Габолаев.

Прозрачность и безопасность

Эксперт добавляет, что новый закон предполагает установление строгих требований к небанковским поставщикам, включая обязательную регистрацию в Центральном банке, соблюдение стандартов безопасности и предоставление отчетности.

«Это обеспечит защиту интересов потребителей и безопасность финансовых операций, а также позволит регулятору контролировать качество предоставляемых услуг», — говорит он.

Четкая законодательная база обеспечит прозрачность их деятельности, которая в том числе отразиться и на потребителях, которые заинтересованы в получении качественной услуги.

«Предусмотренные в законе положения обеспечивают равные условия для существующих и новых участников рынка, что жизненно важно для поддержания здоровой конкуренции и стимулирования инноваций. Создание четкой подсистемы регулирования позволит минимизировать риски, связанные с безопасностью и защитой данных, что удовлетворяет современные требования к финтех-индустрии», — резюмирует Юлия Картозия.

Рекомендуем

Авторский взгляд

«Без меня меня судили…», или как манипулируют сроками исковой давности: случаи из практики

Применение срока исковой давности (СИД) — одна из наиболее обсуждаемых тем на форумах, посвящённых вопросам коллекторской деятельности, долговым обязательствам и кредитованию. О ключевых спорных моментах, связанных с СИД, а также о практике использования этого правового инструмента рассказывает Владимир Набоков, PR-директор юридической компании «Банкрот-Сервис», в своей авторской колонке.

Статья

Самозапрет на кредит: защита от мошенников или новый риск

С 1 марта 2025 года физические лица смогут дополнительно защитить себя от мошенников, установив самозапрет на оформление кредитов. В СМИ активно обсуждают эту возможность для граждан, но применима ли она к индивидуальным предпринимателям (ИП)? «Сфера» разобралась, могут ли ИП воспользоваться этим инструментом для снижения рисков. Также в материале расскажем, насколько легко отменить самозапрет и почему некоторые уже называют эту меру «потребительским экстремизмом».

Статья

Ваш счёт заблокирован: за что банк может признать гражданина дроппером

Банки всё чаще стали блокировать счета россиян из-за подозрений в дропперстве — участии в мошеннических операциях. Могут ли клиенты оспорить своё внесение в «чёрный список»? Если да, то как это сделать? Какие правила помогут обычным клиентам избежать подозрений в дропперстве? Эти и другие вопросы мы обсудили с экспертами «Сферы».

Нужно хоть что-то написать