Основные положения законопроекта
- внесудебный порядок применяется, если долг рассчитан гражданином самостоятельно;
- если долг определен налоговой инспекцией, взыскание без суда возможно только с согласия гражданина или при отсутствии возражений.
- сейчас взыскание с физлиц (не ИП) осуществляется только через суд.
Цель законопроекта — снизить издержки и предотвратить рост задолженности. По данным ФНС, за время судебных разбирательств размер долга может увеличиться на 40% с учетом пеней. Закон планируется ввести с 1 ноября 2025 года.
Внесудебное взыскание долгов по налогам — шаг, который с одной стороны облегчает работу налоговой службы, а с другой вызывает вопросы по защите прав граждан. Сейчас государство тратит немало ресурсов на судебные процедуры, чтобы взыскать даже небольшие суммы задолженности. Например, по транспортному или имущественному налогу. Новый механизм позволит списывать долги без суда, напрямую через банки, что ускорит процесс.
«Речь идет прежде всего о долгах физических лиц по таким налогам, как транспортный, земельный, налог на имущество, а также по НДФЛ, если гражданин его обязан уплатить сам (например, после продажи квартиры или получения дохода от аренды). Суммы обычно небольшие — от нескольких сотен до нескольких тысяч, но общая задолженность по стране исчисляется миллиардами рублей», — замечает эксперт по финансовым продуктам компании ВсеЗаймыОнлайн Софья Игумнова.
Механизм взыскания
После того как налогоплательщик получит уведомление и не оплатит долг в течение 20 дней, налоговая сможет направить требование в банк, после чего средства будут списаны без судебного решения.
При этом должны быть соблюдены формальные условия: сумма долга должна быть подтверждена, налогоплательщику отправлены уведомления, а банк обязан проверить корректность данных.
Софья Игумнова рассказывает, как это выглядит на практике:
Александр — владелец автомобиля в Санкт-Петербурге. В 2024 году налоговая начислила ему транспортный налог в размере 3 200 рублей. Письмо с уведомлением поступило на портал Госуслуг, но Александр не проверял личный кабинет, а бумажное уведомление по почте не получил — оно затерялось. Про срок оплаты он забыл.
Через 20 дней после установленной даты налог остался неоплачен. По новому закону налоговая инспекция направляет информацию о долге напрямую в банк, где у Александра открыт счет. Банк получает поручение от ФНС и обязан без обращения в суд списать 3 200 рублей со счёта Александра.
Утром, заходя в онлайн-банк, Александр замечает, что со счёта ушли деньги. Никакого решения суда или исполнительного листа он не видел. Только позже он получает уведомление от банка, что списание произошло по требованию ФНС в рамках внесудебного взыскания.
«Если бы у Александра не было нужной суммы на счёте, банк бы либо частично списал доступную сумму, либо ожидал поступления средств для полного исполнения требования», — объясняет спикер.
Минусы и плюсы инициативы
Софья Игумнова полагает, что государство стремится повысить собираемость налогов и дисциплину среди граждан. Но важно, чтобы в будущем не пострадали добросовестные налогоплательщики. Например, из-за ошибок в базе или задержек при доставке уведомлений.
Управляющий партнер ФБК Legal Алексей Нестеренко в комментарии изданию Коммерсант отмечает, что недостаток законопроекта – это отсутствие максимального лимита для внесудебного взыскания. Логично было бы, считает эксперт, его установить, например, в размере более 100 тысяч рублей.
Екатерина Копылова, налоговый консультант компании Tax Compliance, отмечает, что физические лица пока не способны оперативно реагировать на уведомления ФНС о задолженности, поступающие через «Госуслуги» или почту. Однако, по ее мнению, апробация этой системы на индивидуальных предпринимателях позволит в дальнейшем распространить опыт и на обычных граждан. Она считает инициативу логичным шагом в контексте развития цифрового взаимодействия налогоплательщиков с ФНС.
По мнению участников рынка, внесудебное взыскание может упростить взаимодействие граждан с налоговой и сократить государственные расходы, но требует продуманной реализации и эффективной защиты прав плательщиков. Автоматизация должна сопровождаться прозрачностью и удобной обратной связью — только в этом случае новый механизм сможет работать в интересах всех сторон.
Изображение создано Freepik, www.freepik.com