Модератор дискуссии, директор Института государства и права Российской академии наук Александр Савенков
«Конституция России предполагает, что носителем суверенитета и единственным источником власти является ее народ. Концепция внешней политики РФ, утвержденная президентом России, ставит в качестве одной из главных целей обеспечение национальных интересов и реализации стратегических национальных приоритетов — это обеспечение безопасности страны и ее суверенитета. На передний план наряду с военной мощью выдвигаются важные факторы влияния государства на международную политику, такие как экономические и следом за ним — правовые. Поэтому понятие правового суверенитета сегодня является не просто научной концепцией, оно закреплено в правоустанавливающих документах РФ».
Ведущий научный сотрудник Института государства и права Российской академии наук Владимир Плигин
«Происходящие процессы носят, если угодно, волновой характер. Всего лишь десятилетие назад каждый из нас был увлечен термином глобализации, и складывалось впечатление, что в процессе глобализации эти государства как жертвенные животные в Египте — будут принесены в жертву некоего другого явления и правления. Претендентов на это управление было довольно много — транснациональные корпорации. А соответственно, и с правом возникала проблема. Если это корпорации, чье это право — право государств?
Складывалось ощущение, что государство уходит, и вот это уходящее государство заменялось чем-то: новыми обществественными, межгосударственными объединениями, и правовой суверенитет частично уходил в государство на межгосударственный уровень. Но эйфория от сотрудничества начала потихоньку глохнуть, поскольку международные институты не сумели выполнить функцию, которую выполняли государства. Эта волна сменилась на условно государственное отсоединение, и когда выяснилось, что межгосударственное объединение не играет той роли… точнее, очень сложная рождается роль. В частности, это пример выхода Великобритании [из Европейского Союза]. Представляете себе объем актов, которыми была связана Великобритания с европейскими сообществами в рамках этой правовой системы? Происходит отсоединение, вновь переписываются эти акты, и рождается несколько измененное в данной ситуации право».
Заместитель председателя Суда Евразийского экономического союза Константин Чайка
«Государства четко определили в учредительном договоре о создании Евразийского союза, что нельзя трогать два важных элемента: суверенитет государства и территориальную целостность. Эти два момента охраняются не только конституцией, но и нормами учредительного договора. Мы видим, что государства передают полномочия не органам, а интеграционному союзу. А этот союз вправе регулировать и управлять этими процессами. Базовый блок — Таможенный союз, в который входит Евразийский союз. Это вопросы таможенного, антимонопольного, антидемпингового регулирования. Они регулируются не национальными государственными и законодательными органами, а на уровне международного договора, и зачастую — институциональными структурами, постоянно действующими регулирующими органами. У нас это Евразийская экономическая комиссия, решения который подлежат исполнению на территории всех государств.
Мы прекрасно поняли, что правовой суверенитет будет принадлежать государству. Другое дело, как он будет трансформировать и наполняться. В любом случае, это не застывшее понятие, оно будет трансформироваться от государства и к народу, только в каком объеме — покажет время».
Петербургский Международный Юридический Форум 9 ¾ проходит с 18 по 22 мая. Полная программа и трансляция мероприятий Форума доступны на официальном сайте ПМЮФ. https://spblegalforum.ru/ru
Форум проводится при поддержке Президента Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации. Генеральный партнер ПМЮФ – «Газпромбанк» (Акционерное общество).
Источник изображения: Михаил Мокрушин / Фотохост-агентство ТАСС