«Не застывшее понятие»: эксперты ПМЮФ о правовом суверенитете

Как в современном мире с помощью права обеспечить защиту национального суверенитета в разных его аспектах? Об этом высказались участники сессии «Правовой суверенитет – взгляд в будущее» на ПМЮФ 9 ¾.
Время прочтения: 5 минут

Модератор дискуссии, директор Института государства и права Российской академии наук Александр Савенков

«Конституция России предполагает, что носителем суверенитета и единственным источником власти является ее народ. Концепция внешней политики РФ, утвержденная президентом России, ставит в качестве одной из главных целей обеспечение национальных интересов и реализации стратегических национальных приоритетов — это обеспечение безопасности страны и ее суверенитета. На передний план наряду с военной мощью выдвигаются важные факторы влияния государства на международную политику, такие как экономические и следом за ним — правовые. Поэтому понятие правового суверенитета сегодня является не просто научной концепцией, оно закреплено в правоустанавливающих документах РФ».

Ведущий научный сотрудник Института государства и права Российской академии наук Владимир Плигин

«Происходящие процессы носят, если угодно, волновой характер. Всего лишь десятилетие назад каждый из нас был увлечен термином глобализации, и складывалось впечатление, что в процессе глобализации эти государства как жертвенные животные в Египте — будут принесены в жертву некоего другого явления и правления. Претендентов на это управление было довольно много — транснациональные корпорации. А соответственно, и с правом возникала проблема. Если это корпорации, чье это право — право государств?

Складывалось ощущение, что государство уходит, и вот это уходящее государство заменялось чем-то: новыми обществественными, межгосударственными объединениями, и правовой суверенитет частично уходил в государство на межгосударственный уровень. Но эйфория от сотрудничества начала потихоньку глохнуть, поскольку международные институты не сумели выполнить функцию, которую выполняли государства. Эта волна сменилась на условно государственное отсоединение, и когда выяснилось, что межгосударственное объединение не играет той роли… точнее, очень сложная рождается роль. В частности, это пример выхода Великобритании [из Европейского Союза]. Представляете себе объем актов, которыми была связана Великобритания с европейскими сообществами в рамках этой правовой системы? Происходит отсоединение, вновь переписываются эти акты, и рождается несколько измененное в данной ситуации право».

Заместитель председателя Суда Евразийского экономического союза Константин Чайка

«Государства четко определили в учредительном договоре о создании Евразийского союза, что нельзя трогать два важных элемента: суверенитет государства и территориальную целостность. Эти два момента охраняются не только конституцией, но и нормами учредительного договора. Мы видим, что государства передают полномочия не органам, а интеграционному союзу. А этот союз вправе регулировать и управлять этими процессами. Базовый блок — Таможенный союз, в который входит Евразийский союз. Это вопросы таможенного, антимонопольного, антидемпингового регулирования. Они регулируются не национальными государственными и законодательными органами, а на уровне международного договора, и зачастую — институциональными структурами, постоянно действующими регулирующими органами. У нас это Евразийская экономическая комиссия, решения который подлежат исполнению на территории всех государств.

Мы прекрасно поняли, что правовой суверенитет будет принадлежать государству. Другое дело, как он будет трансформировать и наполняться. В любом случае, это не застывшее понятие, оно будет трансформироваться от государства и к народу, только в каком объеме — покажет время».

Петербургский Международный Юридический Форум 9 ¾ проходит с 18 по 22 мая. Полная программа и трансляция мероприятий Форума доступны на официальном сайте ПМЮФ. https://spblegalforum.ru/ru

Форум проводится при поддержке Президента Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации. Генеральный партнер ПМЮФ – «Газпромбанк» (Акционерное общество).

Источник изображения: Михаил Мокрушин / Фотохост-агентство ТАСС

 

Рекомендуем

Статья

Сможет ли международный арбитраж стать мостом для возвращения иностранного бизнеса в Россию

На фоне возвращения иностранного бизнеса в Россию арбитражные институты остаются ключевым инструментом разрешения споров. Эксперты связывают это с нейтральностью, скоростью процедур и открытостью правовой системы, однако и минусы у такого механизма тоже есть. Мнения специалистов на этот счет собрала «Сфера».

Статья

Недостаток инвестиций и дискомфорт для граждан: что осложняет борьбу с киберпреступностью

В условиях стремительной цифровизации Россия усиливает борьбу с киберпреступностью, делая ставку на синтез законодательных и технологических мер. Рост ущерба от такого вида мошенничества — 64 млрд за четыре месяца 2025 года — сигнализирует о необходимости более тесной координации между государством, бизнесом и обществом. Что нужно сделать для защиты граждан, не тормозя развитие цифровой среды, рассказывает «Сфера».

Статья

Суды и банкротство: границы участия и контроля

Институт банкротства, оставаясь законодательно «застывшим», вынуждает суды брать на себя роль «теневого законодателя». Через двойной надзор — от конкретных дел до конституционного толкования — они не только гасят «войну», но и создают прецеденты, компенсируя существующие правовые пробелы. Почему суд стал ключевым «корректором» процедур, а документарное производство — спасением для кредиторов? Рассказывает «Сфера».

Нужно хоть что-то написать