Найти баланс: криминализация и декриминализация в сфере уголовного права

Сейчас в России в сфере уголовного права тенденция криминализации преобладает над декриминализацией. С момента принятия Уголовного кодекса в него внесено почти 320 изменений предусматривающих криминализацию, тогда как декриминализации досталось лишь 95 нововведений. Как найти баланс между двумя тенденциями с учетом позитивных направлений развития уголовного законодательства, рассказали специалисты.
Время прочтения: 5 минут

За 14 лет количество людей, осужденных судами России за различные деяния, снизилось на 40%. При этом в сфере экономической деятельности количество тяжб в 2023 году, где гражданина отправили в тюрьму, возросло на 68% и составило 11 тысяч человек. Об этом сообщил заместитель министра юстиции РФ Вадим Федоров на Петербургском международном юридическом форуме (ПМЮФ).

Также он отметил, что наблюдается тенденция уменьшения числа осужденных, совершивших преступления против жизни и здоровья, а также против конституционных прав и свобод. Кроме того, под особым вниманием общественности находятся и проблемы уголовной ответственности предпринимателей.

«В марте 2023 года вступил в силу федеральный закон, подготовленный Минюстом по поручению президента, в котором снижены сроки давности в отношении ряда квалификационных налоговых преступлений с 10 до 6 лет. В текущем году повышено значение размерных признаков для целей квалификации 35 преступлений в сфере экономики. Например, сумма значительного ущерба за мошенничество, совершенного в сфере предпринимательской деятельности, повышена с 10 до 250 тысяч рублей», – отметил Вадим Федоров.

Сейчас фокус внимания с одних преступлений переходит на другие, что обусловлено действительностью. Специалистам необходимо решать новые вызовы и угрозы с помощью балансирования между оперативным реагированием на изменения обстановки и соблюдением стабильности и высокого качества уголовного закона. Для борьбы с преступностью Минюст представил проект концепции политики государства, который может закрепить законодательно критерии криминализации, декриминализации, а также смягчения уголовной ответственности.

«Концепция видится документом, направленным на формирование закономерной единой и системной государственной политики в сфере противодействия средствами уголовного законодательства опасным деянием и угрозам, связанным с ними», – заявил Вадим Федоров.

Кроме того, предлагается ужесточить подходы к внесению изменений в Уголовный кодекс РФ. Минюст уже готовит законопроект, который определит требования к законопроектам о внесении поправок в Уголовный кодекс.

Проверка следователей

Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова заявила, что почти в 90% случаев суды выносят вердикт, где подсудимый оказывается заключен под стражу. В связи с этим, она предлагает наделить полномочиями прокуроров, которые будут проверять аргументы следователя, ходатайствующего перед судом о заключении под стражу подозреваемых и обвиняемых по уголовным делам.

«Возможно, нужны фильтры между следователем и судом. Может быть, вернуть прокурора, который может проверить доказательственную силу тех утверждений, которые содержатся в постановлении следователя», – заметила Татьяна Москалькова.

Такая ситуация сложилась потому, что у судей нет возможности опровергнуть те доказательства, которые представляет следователь. Например, что гражданин скроется, будет влиять на свидетелей или вновь совершит преступление. То, что представителю правосудию приносит следователь, воспринимается на веру. Новую же концепцию уголовной политики, предложенную Минюстом, уполномоченный по правам человека поддерживает.

Жесткость и мягкость законов

Так как криминализация, как и декриминализация должны отвечать запросам общества, то вводить слишком жесткие и несправедливые или наоборот слишком мягкие законы нельзя. В противном случае это может вызвать протест среди населения.

«Была уголовная ответственность за отказ от дачи свидетельских показаний в отношении супруга или близких родственников. Мы заметили, что люди выбирали в пользу защиты близкого человека, потому что таков нравственный закон. Сегодня эта статья отменена, потому что она несправедливая», – добавила Татьяна Москалькова.

Последствия судимости

Препятствие для социализации человека, получения кредита, выстраивание личной жизни и трудоустройства – вот те последствия, к которым может привести судимость. Поэтому, замечает Татьяна Москалькова, вопрос уголовных проступков остается важным.

«За малочисленные преступления человек должен нести наказание, но в картотеке у него не должна над ним висеть судимость, которая в последствии препятствует нормальной жизни человека и обозлят его против государства и общества", – сказала она.

Мой дом – крепость

Уполномоченный по правам человека уделила внимание и теме «защита своего дома».  Татьяна Москалькова считает, что вопрос декриминализации применения силы, в том числе оружия, при защите своего дома заслуживает внимания. Она напомнила, что сейчас чрезмерная «защита» своего дома является превышением самообороны, за что человек может понести наказание. «Сфера» рассказывала, к чему может привести превышение необходимой обороны. 

«С другой стороны, криминализации, мне кажется, заслуживают позиции, связанные с вовлечением несовершеннолетних в преступную деятельность с использованием цифровых технологий и других технических возможностей. Мы сталкиваемся с этим часто, к нам обращаются родителей с просьбой оградить детей от таких негативных явлений», – резюмировала Татьяна Москалькова.

Проблемы в бизнесе

Первый заместитель председателя комитета Госдумы РФ по государственному строительству и законодательству Юрий Синельщиков заявил, что необходимо вновь ввести прокурорский надзор для защиты бизнеса, чтобы избежать «замкнутого круга». Речь идет о выстраивании работы прокурора и следователя, где первый не имеет достаточных полномочий, вследствие чего он не может прекратить дело, где нет состава преступления.

«Сейчас он (прокурорский надзор – прим. редакции) очень слабый, потому что в 2007 году его упразднили практический наполовину, когда законодатель изъял из УПК целый ряд полномочий прокурора, в связи с чем он не может решать элементарные вопросы», – подчеркнул Юрий Синельщиков.

Обязательным условием также является укрепление независимости судей и усиление борьбы с экономическими преступлениями.

«Борьба с преступностью в этой сфере не только в интересах государства и общества, но и бизнеса и в интересах каждого предпринимателя. Об этом говорят и сами бизнесмены», – сказал зампредседателя комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству.

Интернет поле

До некоторых определенных запретов должны созреть не только те, кто создает и контролирует законы, но и само общество. Член Совета при президенте по правам человека Элина Сидоренко считает, что криминализация, в первую очередь, должна быть направлена на защиту тех, кто пострадал от преступников и их угроз.

«Сейчас ущерб от кибермошенничества составляет примерно 1,5 млрд рублей. Ежедневно люди становятся жертвами таких преступлений. Важно открыто обсуждать вопрос об установлении уголовной ответственности за кибербуллинг, вебкам, дроппинг, вовлечение в совершение антиобщественных действий в интернете», – сказала Элина Сидоренко.

Важно добавить, что такие преступления не всегда удается обнаружить. Опрос «Белого интернета» показал, что 70% потерпевших просто не заявляют в полицию о цифровом преступлении. По словам Элины Сидоренко, люди остаются с такой бедой один на один, и даже банки держатся в рамках расследования мошенничества от их проблем «стороной».

Возможно, замечает член Совета при президенте по правам человека, есть смысл создать фонд по защите правам потерпевших, который можно финансировать, например, с помощью активов недружественных стран, находящихся в России. Помогать пострадавшим вернуть их деньги могут и частные компании.

«Говорить, что криминализация это плохо, а декриминализация — хорошо, я бы не стала. Криминализация – это важный механизм государственного регулирования и обеспечения безопасности в самых сложных ситуациях. Сегодня наши люди находятся один на один с киберугрозами. Если не создать новую практику и правильные законы, мы можем завтра проиграть в этой цифровой войне, где люди становятся жертвами», – заключила Элина Сидоренко.

Рекомендуем

Авторский взгляд

Дипфейки и ответственность за их распространение. Что важно знать

Про дипфейки, или подделки, созданные с помощью нейросетей, знают многие. Это фальшивые информационные материалы часто используются для кибермошенничества или негативного влияния на репутацию частных лиц и компаний. Анастасия Кочетова, юрисконсульт по информационной безопасности RTM Group, специально для «Сферы» рассказала, какие риски с точки зрения закона связаны с применением дипфейков.

Авторский взгляд

Родительские выплаты до 23 лет: что предлагает Минюст и кого это коснётся?

Срок выплаты алиментов в России могут продлить - сейчас родитель должен помогать ребенку до совершеннолетия, а инициаторы законопроекта предлагают увеличить возраст до 23 лет. В чем преимущества нововведения? Не приведет ли оно к росту числа злостных неплательщиков? И можно ли будет оспорить выплаты? На эти и другие вопросы специально для «Сферы» ответил адвокат КА «Мосюрцентр» Андрей Жолудев в своей авторской колонке

Авторский взгляд

«То, что работало вчера, сегодня может отключиться»: как переводить деньги в Китай

Юрлица всё чаще сталкиваются с проблемой платежей за рубеж. Банки разных стран постоянно вводят новые санкции, затрудняя переводы между российскими и заграничными финансовыми учреждениями — так, например, сделали банки Кыргызстана. Может ли случиться так, что международные платежи можно будет осуществлять юрлицам только с помощью наличных средств? Что сейчас делать тем компаниям, которые имеют партнёров за рубежом? Запасаться криптовалютой? Открывать иностранные представительства? На эти и другие вопросы отвечает Альберт Бодокия, специалист по визовым вопросам, денежным переводам, системам бронирования и программам лояльности, автор телеграм-канала о путешествиях «Аллюзия Альберта».

Нужно хоть что-то написать