Определение самообороны
Термин «самооборона» трактуется как «право и способность каждого защищать свою жизнь, здоровье и имущество от противоправных посягательств». К самообороне относится и желание человека уберечь от злоумышленника членов семьи, близких и окружающую среду. Главное, чтобы самооборона была соразмерна существующей угрозе.
«Нельзя превышать необходимые меры для защиты себя и других. Лицо, которое обороняется, должно разумно противодействовать злоумышленника до момента пресечения злодеяния», - подчеркивает адвокат Московской городской коллегии адвокатов «Адвокат Премиум» Руслан Бурумбаев.
Конечно, закон дает право человеку защищать себя всеми возможными способами, но теория все же расходится с практикой. По закону превышением будет являться факт, отмечает к.ю.н., доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Оксана Васильева, при котором нападавшему причинили больший вред, чем он сам.
Перебор
В российском Уголовном кодексе есть две статьи, которые закрепляют ответственность за «перебор» в самозащите – 108 и 114. Последняя является более мягкой.
«Случаи, когда обороняющееся лицо привлекают к уголовной ответственности за превышение установленных пределов обороны, либо вообще за причинение умышленного вреда здоровью, в практике встречаются довольно часто», - отмечает руководитель направления «Уголовно-правовая защита бизнеса» ЮК «Лемчик, Крупский и партнеры» Сергей Афанасьев.
В качестве примера можно привести инцидент, произошедший в 2018 году с жительницей Химок на отдыхе в Туапсе. Юная девушка якобы стала жертвой нападения нетрезвого мужчины. Отбившись от атаки с помощью ножа для заточки карандашей, потерпевшая убежала. В полицию она идти не стала, а вот обидчик, напротив, написал заявление в правоохранительные органы. Он также потребовал через суд компенсацию в 300 тысяч рублей за моральный ущерб.
Оксана Васильева напомнила, что, по данным ВС РФ, за 2023 год суды рассмотрели более тысячи дел по обвинениям в нарушении правил самообороны, 36% из которых были прекращены. За 2022 год были осуждены 255 человек, совершивших убийство при самозащите. За причинение тяжкого вреда здоровью при таких же обстоятельствах был осужден 431 человек.
Как защитить жертву обстоятельств?
Сергей Афанасьев назвал пять аспектов, на которые стоит обратить внимание. При этом, отмечает спикер, данный перечень не является исчерпывающим, и в каждом конкретном случае разрабатывается индивидуальная стратегия защиты.
Так, нужно акцентировать внимание на том, что потерпевший совершал все необходимые действия для того, чтобы не причинить больший вред нападающему. Также стоит обозначить, что посягательство со стороны обидчика было неожиданным. Это является важным условием применения необходимой обороны в законодательном контексте.
«Аспект неожиданности дает основания полагать, что лицо в таком состоянии не может объективно оценить степень и характер опасности нападения», - пояснил эксперт.
Следует обратить внимание на время, место, обстановку и способ посягательства, предшествовавшие ключевому событию, а также эмоциональное состояние оборонявшегося лица. Ключевым аспектом является соизмеримость действий пострадавшего со степенью опасности преступного посягательства.
Еще одним «плюсом» к делу по защите клиента станет информация и сведения о личности подзащитного, особенно на контрасте с дискредитирующими сведениями о нападавшем. В качестве примера Сергей Афанасьев вспомнил дело молодого человека, пострадавшего от двух неизвестных, который впоследствии сам оказался на скамье подсудимых.
Произошло все в подъезде одного из домов. Мужчина (подзащитный) вышел из квартиры в подъезд сделать замечание молодым людям, которые выпивали и громко слушали музыку. Словесная перепалка вскоре переросла в потасовку. Потерпевшего избили руками и ногами, он даже ненадолго потерял сознание, а придя в себя услышал: «Тебе мало что ли?».
Защищая себя, мужчина нанес каждому из обидчиков удар в голову, сломав одному челюсть, а второму - основание черепа. Оба были доставлены в больницу.
«Пострадавшие обратились в полицию с заявлениями после прохождения лечения в больнице. У одного был тяжкий вред здоровью, у второго средней тяжести. Они утверждали, что молодой человек из хулиганских побуждений избил их обоих и причинил вред здоровью. Изучив все обстоятельства произошедшего, адвокат в итоге доказал, что в действиях подзащитного нет состава преступления», - отметил специалист.
Уголовное дело было переквалифицировано с умышленного причинения вреда здоровью на ст. 114 УК РФ (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью при превышении пределов необходимой обороны) и в дальнейшем прекращено в связи с примирением сторон.
Моя крепость
В 2013 году в дом к фермеру ворвались четверо грабителей, которые, не найдя в жилище ценностей, пригрозили убить жену и детей предпринимателя. Мужчина, встав на защиту близких, лишил жизни троих налетчиков кухонным ножом, а четвертому удалось убежать. Суд встал на сторону кормильца и дело было прекращено за отсутствием состава преступления.
Оксана Васильева назвала такую самооборону беспредельной, так как у жертвы нет возможности убежать или позвать на помощь. Человек имеет право защитить себя в своем доме, даже если ворвавшийся не угрожает насилием. Совсем необязательно доказывать, что незаконное проникновение сопровождалось угрозой. Достаточно будет самого факта, что кто-то пытался проникнуть в жилище против воли хозяина, подчеркивает она.
Руслан Бурумбаев считает, что подобного рода защита имущества, жизни и здоровья, позволяет гражданам рассчитывать не только на законность своих действий от посягательств со стороны нападающих (в том числе, в ходе незаконного проникновения в жилище, разбойного нападения), но и быть уверенным в том, что закон на их стороне.
Но есть нюансы. Например, если драка возникла в ходе застолья, хозяин дома уже не сможет ссылаться на то, что оборонялся от гостей - незаконного проникновения в жилище не было.
«Еще один важный момент: нельзя провоцировать нападение, например, дразнить человека. Это не самооборона», - подчеркивает Оксана.
Сергей Афанасьев добавил, что раньше суды достаточно часто выносили обвинительные приговоры в отношении лиц, которые при осуществлении самообороны допускали превышение ее пределов. Судебному анализу подвергались действия именно обороняющегося, а не нападавшего. Сейчас практика начала меняться в лучшую сторону.