Начальник проектного управления по реализации мероприятий в области контрольно-надзорной деятельности ФГБУ «ЦЭКИ» Константин Никитин раскрыл тему правовой цифровизации на примере реестра обязательных требований.
Реестр был запущен в марте 2021 года. В нем собраны все обязательные требования (ОТ), которые предъявляются в рамках госконтроля. Это необходимо, чтобы систематизировать большой объем требований и информировать о них заинтересованных лиц (в частности, бизнесменов), чтобы те знали свои обязанности и не нарушали закон.
«Одна из целей — создать качественный и удобный для бизнеса модуль самопроверки, когда каждый желающий мог бы проверить свою организацию с точки зрения соблюдений обязательных требований. Мы идём к новому формату взаимодействия с бизнесом, хотим переориентировать органы контроля на обеспечение цифровой безопасности и переориентировать контрольно-надзорные мероприятия с карательного, скажем так, режима на профилактический», — заключил Константин Никитин.
По словам эксперта, создатели реестра разработали нейронную сеть, которая помогает находить части нормативно-правовых актов, содержащие обязательные требования. Кроме того, есть систематизированное хранение ОТ и удобный поиск, понятный интерфейс для создания и редакторирования, настраиваемый дашборд для отслеживания параметров и наполнения системы.
«Сейчас пять федеральных органов исполнительной власти заводят в этот реестр обязательные требования по отдельным сферам. За 1,5 месяца удалось выделить более 70 000 обязательных требований, которые еще пройдут обязательную верификацию. Мы ожидаем, что реестр станет площадкой для непрерывной актуализации обязательных требований и позволит повысить прозрачность и эффективность работы органов контроля», — отметил Константин Никитин.
Вице-президент по GR & Корпоративным вопросам в ГК ПИК Дмитрий Тимофеев в свою очередь подчеркнул: систематизация данных через реестры может облегчить и улучшить качество работы.
«Насытить информацией систему — это прекрасно. Если мы говорим о правоотношениях, которые складываются между государством и бизнесом, возникает вопрос качественного использования больших данных. Например, у нас есть множество информационных систем, в которые мы в соответствии с законом обязаны заносить информацию. Но при этом если нас начинают проверять, требуют те же самые данные. Почему бы не закрепить базовое правило, что если в соответствии с законодательством субъект регулирования должен занести информацию в государственную систему, то проверяющий орган не запрашивает данную информацию, а идет в эту систему?» — отметил Дмитрий Тимофеев.
Руководитель проектного направления «Цифровое право» в ЦПУР Ольга Шепелева посчитала интересной идею постоянного отслеживания информации о том, что происходит с регулированием сейчас. В систему, по ее мнению, должны быть вшиты принципы доказательной политики — важно не просто собирать данные, а сделать выводы на основе существующей реальности.
«И тут начинается некоторый скепсис с моей стороны, потому что возникает вопрос, как это все реализовать. Нормотворческий процесс до сих пор очень бюрократический, архаический и бумажный. Но когда смотрим на попытки оцифровать что-то в сфере регуляторики, видим, что у нас есть прекрасные перспективные инициативы, но они не связаны друг с другом и с нормотворческим процессом. Они существуют сами по себе, и от этого их потенциальный эффект под угрозой», — заключила эксперт.
Модератор дискуссии, руководитель аппарата Счетной палаты Вячеслав Витушкин отметил, что иногда право предвосхищает развитие общественных отношений, а иногда может фиксировать уже сложившиеся в обществе отношения. Вопрос в том, какая из этих ролей будет у права в цифровую эпоху.
Петербургский Международный Юридический Форум 9 ¾ проходит с 18 по 22 мая. Полная программа форума, регистрация и трансляция мероприятий Форума доступны на официальном сайте ПМЮФ.
Форум проводится при поддержке Президента Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации. Генеральный партнер ПМЮФ – «Газпромбанк» (Акционерное общество).