Только смотреть: как пользователи обводят стриминговые сервисы вокруг пальца

Netflix, Spotify и другие стриминговые сервисы давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Правда, многие пользователи до сих пор не хотят платить за подписки, а те, кто заплатил, иногда стараются окупить траты, записывая на площадках контент для незаконного распространения. Почему у стриминговых сервисов не всегда получается защитить свои права и как они сами становятся нарушителями авторских прав, — рассказала юрист практики интеллектуальной собственности Capital Legal Services Антонина Шишанова
Время прочтения: 7 минут

Что такое стриминговый сервис?

Тем, кто еще не открыл для себя мир стриминга, полезно будет знать, что это — процесс потокового вещания информации в режиме реального времени. Эта информация не сохраняется на носителях пользователя. При лицензионном стриминге пользователи получают доступ к контенту, как правило, по подписке, в режиме онлайн. Примеры — хорошо известные платформы Netflix и Spotify.

Отличительная черта такого стриминга в том, что сервис здесь выступает не просто площадкой, на которую третьи лица могут загружать контент. Она сама определяет, какой контент будет загружен, а также правила доступа к нему и его использования.

Если проще, то работа стриминговых сервисов выглядит так:

      1. Обычно стриминговый сервис заключает лицензионный договор с обладателем прав на так называемый «результат интеллектуальной деятельности» — это фильмы, музыка и прочее.
      2. По этому соглашению площадка получает право воспроизводить, транслировать или публично показывать материалы неограниченному кругу лиц (в зависимости от условий конкретного договора широта прав может быть различна) и предоставлять доступ к такому контенту третьим лицам.
      3. Стриминговый сервис заключает соглашение со своими пользователями. Последние получают уже ограниченное право на доступ к сервису для просмотра или прослушивания контента. При этом скачать его на условиях подписки они не могут. Обычно, по договору, пользователь ежемесячно вносит плату за предоставленную услугу.

Сделаем оговорку: отдельные стриминговые сервисы сегодня уже становятся больше, чем просто платформой для доступа пользователей к контенту. Например, всем известный Netflix занимается производством собственных фильмов. В этом случае компания — уже правообладатель или заказчик конкретного контента под свой сервис. Площадки приобретают эксклюзивное право на распространение контента исключительно в рамках своего сервиса — речь здесь идет о получении прав не только на предоставление доступа, но и на создание продукта, который будет ассоциироваться только с этим сервисом.

Смотреть не значит иметь право записывать

Многие думают, что, оплатив подписку, они уже никак не могут нарушить правила использования. На самом деле, все, что юзер может, — это просматривать и прослушивать контент лично.

Запустили фильм с Netflix для показа на большом экране или включили музыку из Spotify в своем баре? Нарушили правила. Записали фильм или сериал, пока смотрели? Снова нарушили. Конечно, самое частое нарушение на стриминговых сервисах со стороны пользователей — создание и распространение пиратских копий контента.

Создавать копии удается, несмотря на меры защиты даже с помощью ключей шифрования. Такие ключи не дают увидеть контент тем, кто не оформил подписку на сервис, но пользователи прибегают к помощи сторонних приложений и получают свободный доступ.

В этом случае ответственным лицом будет тот, кто незаконно записал и распространил пиратский контент — пользователь.

 

Правда, проблема в том, что привлечение к ответственности лиц, распространяющих такой пиратский контент, оказывается задачей сложной — порой просто не получается найти и установить нарушителя в Интернете. Соответственно, судебная практика в этой сфере более чем скромная.

 

Чьи права нарушит пользователь? Это определит соглашение. Если сам сервис является правообладателем (произведение, например, создавалось по его заказу и права были ему переданы в полном объеме), требовать устранения любых нарушений, а также возмещения убытков или компенсации с пользователя будет сама площадка.

Правообладатель также может предоставить стриминговому сервису право использования на условиях исключительной лицензии. Тогда сервис выступает как исключительный лицензиат и может прямо требовать защиты своих прав от нарушителя. Сам же пользователь, который незаконно использует контент, будет нарушать права и лицензиата, и правообладателя.

Кстати, правообладатель может предъявить претензии к самому стриминговому сервису. Это возможно в том случае, если в соглашении между ним и площадкой прямо предусмотрено, что сервис несет ответственность за соблюдение прав на объекты интеллектуальной собственности.

Если стриминговый сервис получает право использования контента на условиях неисключительной лицензии, то возможности самостоятельно защищать свои права как у лицензиата у него уже нет. Площадка сможет использовать против такого пользователя-нарушителя только санкции за нарушение пользовательского соглашения, например, ограничить доступ к сервису.

Нарушать могут не только пользователи

Нарушить права правообладателя может и сам стриминговый сервис. Как уже отмечалось выше, в лицензионном стриминге, как правило, участвуют трое: правообладатель, сам сервис и пользователь.

Сервис обязан получить от правообладателя права на транслирование контента, чтобы легально предоставлять его пользователям. Если сервис таких прав не получает, то любое дальнейшее размещение этого контента на площадке сервиса и его просмотр пользователями становится незаконным.

Нарушением считается и случай, когда стриминговый сервис выходит за рамки соглашения, в котором прописаны правила использования контента. Например, на площадке могут разместить музыку, сериалы или фильмы, права на которые не были прямо переданы сервису. Обычно такое нарушение встречается на ресурсах, где материалы могут загружать пользователи, но сам сервис их не проверяет. Среди таких — Twitch.

Конечно, известные стриминговые сервисы делают все возможное, чтобы приобрести в достаточном объеме права на транслируемый контент. Несмотря на их старания, судебная практика в этой сфере все-таки есть.

В 2018-м году развернулся громкий спор о нарушении стриминговым сервисом прав правообладателей. Тогда Spotify обязали выплатить музыкантам 112 миллионов долларов компенсации за использование на платформе их музыки без получения надлежащих прав на распространение композиций. В иске фигурировали имена таких исполнителей как Мелисса Феррик, Нил Янг, Том Пети и других музыкантов.

Какие наиболее частые нарушения происходят во время пользовательских трансляций, когда суд встает на сторону правообладателей и является ли сам пользовательский стрим объектом авторского права — в материале «Стриминг с последствиями: как уличить блогера в нарушении авторских прав?»

Источник изображения: pixabay.com

Рекомендуем

Статья

Камера! Мотор! Как в России предлагают регулировать треш-стримы

В России могут ужесточить ответственность за онлайн-трансляции, содержащие сцены насилия, или так называемые «треш-стримы». Что побуждает людей издеваться над себе подобными в прямом эфире и поможет ли это прекратить инициатива законодателей — разбиралась «Сфера».

Статья

Стриминг с последствиями: как уличить блогера в нарушении авторских прав?

Право уже давно не успевает за развитием технологий. Например, до сих пор остается открытым вопрос соблюдения авторских и смежных прав во время ведения стримов блогерами. Какие наиболее частые нарушения происходят во время пользовательских трансляций, когда суд встает на сторону правообладателей и является ли сам стрим объектом авторского права — рассказала эксперт.

Статья

Когда IP-юристы станут «трендом»?

Охрана интеллектуальной собственности в последнее время набирает обороты. Чуть больше половины бизнес-сообществ начали обращать на эту проблему свое внимание. При этом только в чуть больше 31% компаний присутствуют специалисты, способные помочь в вопросе интеллектуальных прав и правильно защитить права бизнесменов.

Нужно хоть что-то написать