Можно ли доверять биометрии при покупке квартиры

С 1 июля 2026 года сделки с недвижимостью получат дополнительную защиту за счет использования биометрических данных. Это предусмотрено новым федеральным законом, который предлагает альтернативу традиционной процедуре регистрации. Насколько такой способ безопасен, читайте в материале «Сферы».
Время прочтения: 7 минут

Теперь для оформления договоров купли-продажи, аренды или ипотеки можно будет подтвердить свою личность дистанционно — с помощью биометрии.  

Как рассказывает юрист, основатель и управляющий партнер консалтинговой компании «TKV Group» Кирилл Текшин, биометрическая идентификация в нотариальных сделках – это новый механизм подтверждения личности. Теперь идентифицировать клиента можно не только по паспорту или с помощью электронной подписи, но и дистанционно — по индивидуальным биометрическим параметрам, например, по лицу и голосу. Эти данные хранятся в защищённой государственной базе — Единой биометрической системе (ЕБС).

«Теперь, чтобы совершить сделку у нотариуса, клиенту не нужно будет физически приходить в контору. Нотариус сможет удостоверить его волеизъявление онлайн, если личность клиента подтверждена через биометрию», — объяснил Кирилл Текшин.

В перспективе такой способ позволит заверять практически все важные сделки, которые сейчас требуют личного визита к нотариусу: операции с недвижимостью, корпоративные сделки, выдачу доверенностей, удостоверение согласий, оформление залогов и другие юридические действия.

Риск и защита

«Думаю, что главная проблема и риски – это безопасность самих биометрических данных. Биометрия – это особая, «чувствительная» категория личной информации. Ведь в отличие от пароля или паспорта биометрические данные невозможно изменить. Утечка таких данных создает долгосрочные риски мошенничества и подмены личности», — отмечает Кирилл Текшин.

По данным МВД, с приходом цифровизации мошенничество стало расти в разы. Например, число преступлений с использованием электронной подписи подскочило с 4,5 тысяч случаев в 1999-2000 годах до 45 тысяч в 2021-2022. Серьезные опасения вызывает то, что с 1 июля 2026 года для регистрации сделок больше не потребуется лично подавать уведомление в Росреестр. Останутся только цифровые инструменты — квалифицированная электронная подпись (КЭП) и биометрия. Эксперты опасаются, что это может привести к новому, многократному всплеску мошеннических схем.

Пока система полагается на цифровые данные, которые можно скопировать, единственной осязаемой защитой, как уверен нотариус города Москвы Александр Бегичев, остается нотариус. Он сверяет человека с фотографией в бумажном паспорте, а не с биометрическим шаблоном из базы. Он видит клиента и слышит его, чтобы убедиться в его адекватности и искренности намерений. Это не доступно алгоритмам. Даже создание электронной подписи проходит под личным наблюдением нотариуса на защищенном планшете, что делает кражу подписи технически невозможной.

«Нотариат сегодня — это не противник цифровизации, а ее гарант. Мы активно используем электронные подписи и реестры, но делаем это безопасно, персонифицированно и ответственно. Для уязвимых категорий граждан нотариус становится безопасным посредником, который обеспечивает их конституционные права в условиях цифрового неравенства», — резюмировал Александр Бегичев. 

Чтобы избежать таких рисков, в законодательстве предусмотрены несколько уровней защиты. Во-первых, передача биометрии — строго добровольная. Во-вторых, согласие можно отозвать в любой момент. Технически данные надежно шифруются, доступ к ним разграничен, а каждая операция фиксируется.

При нотариальных сделках есть ещё один важный защитный барьер — сам нотариус. Его профессиональная ответственность и обязанность проверять не только личность, но и законность сделки и добровольное волеизъявление сторон служат дополнительной правовой гарантией.

Плюсы и возможности

Внедрение биометрии в нотариальную практику, отмечает Кирилл Текшин, выгодно всем участникам. Граждане получат возможность совершать юридически значимые действия дистанционно, экономя время и деньги. Для бизнеса новый механизм ускорит заключение сделок и упростит корпоративные процедуры.

«Это новый эволюционный этап и для нотариата. Теперь нотариус будет не просто заверять документы при встрече, а станет главным гарантом безопасности онлайн-сделок. Этот механизм не заменит нотариусов, а сделает гражданский оборот более технологичным, современным, быстрым, удобным и безопасным»,  заключает эксперт.
  

Изображение создано Freepik, www.freepik.com

Рекомендуем

Авторский взгляд

«Прописка» в апартаментах: что изменилось после решения КС РФ

Конституционный суд РФ разрешил оформлять временную регистрацию в апартаментах. Ранее сделать это было нельзя, потому что апартаменты юридически считались нежилыми помещениями. Суд постановил, что такой запрет нарушает права людей, которые фактически живут в апартаментах, и признал его неконституционным. Что изменится на практике и какие возможности теперь появляются у владельцев апартаментов, объясняет Владислав Росляков, адвокат адвокатского бюро Москвы «Ольга Ренова и партнёры», в авторской колонке для «Сферы».

Статья

Две реальности: как разошлись цены на новостройки и вторичку

Цена квадратного метра в новостройках Центрального федерального округа (ЦФО) стала ощутимо дороже предложений на вторичном рынке жилья. Разрыв в стоимости составил 84%. По данным Банка России, в среднем такая разница в цене на квартиры по стране составляет уже 61% и продолжает расти из-за удорожания жилья в новых домах. «Сфера» разобралась в причинах.

Авторский взгляд

Эксперимент с гостевыми домами: что изменится для владельцев и гостей в 2026 году

В России начался важный этап эксперимента по легализации гостевых домов. Владельцы получили возможность выйти из «серой зоны», а гости — выбирать проверенные объекты с гарантированным качеством услуг. Однако новые правила принесли не только преимущества. Юрист, член адвокатской палаты Московской области Сергей Агапов в авторской колонке для портала «Сфера» разобрал, что изменилось для владельцев и гостей, какие права они получили и какие риски могут возникнуть при работе в рамках эксперимента.

Нужно хоть что-то написать