«Рост жалоб из года в год»
Сразу несколько депутатов Законодательного собрания Петербурга просят премьер-министра России Михаила Мишустина снять мораторий на проведение экологических проверок бизнеса. Авторы обращения отмечают, что в современных реалиях мораторий может повлечь не только значительный финансовый ущерб государству, но и оказать существенный экологический ущерб окружающей среде, а также вызвать издержки для самого бизнеса, несущего огромные убытки из-за участившихся техногенных аварий.
Свое письмо депутаты подкрепили статистикой. Так, число жалоб в комитет по природопользованию на неудовлетворительное состояние окружающей среды растет из года в год. В 2019 году в Петербурге их было 1885, в 2020 году — 1836, в 2021 — 2018, за 11 месяцев прошлого года — 2023. Большая часть обращений касается загрязнения воздуха, воды, сжигания отходов и появления несанкционированных свалок. В управлении Росприроднадзора по Северо-Западу отметили, что просто прийти и проверить предприятие они не могут — только провести разъяснительную работу. Однако если возникает угроза жизни и здоровью граждан, ведомство может устраивать внеплановые проверки, но только по согласованию с прокуратурой.
Ослабление контроля в определенной степени действительно развязало бизнесу руки, уверен эколог-эксперт, член экспертно-просветительского сообщества Международного Социально-Экологического союза Денис Дубовец. По его мнению, в период моратория могут быть нарушения требований раздельного сбора отходов производства, складирование отходов и материалов в неустановленных для этого местах и др.
«Однако введенный мораторий на проведение проверок, например, в 2022 году, вовсе не означает, что субъекты хозяйствования могли весь год нарушать законодательство в свое удовольствие. Годы, в которые действовал мораторий на проверки, будут включаться в проверяемый период следующего планового контрольного мероприятия. Факты причинения вреда окружающей среде или нарушения природоохранного законодательства могут быть без труда выявлены при проведении анализа учетной документации, предусмотренной законодательством в области охраны окружающей среды и ее сопоставления с документами бухгалтерского учета», — отмечает спикер.
В соответствии с п.3 ст.78 Федерального закона «Об охране окружающей среды», иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение 20 лет.
Особенности санкций в сфере экологии
Отличием природоохранного законодательства от других сфер (например, законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия или законодательства в области пожарной безопасности) является то, что его нарушителю придется заплатить дважды. Первый платеж связан с нарушением конкретной статьи КоАП, за что полагается наложение штрафа.
Второй платеж связан с возмещением вреда, причиненного окружающей среде. Именно второго платежа боится бизнес, поскольку в отличии от административного штрафа, предельный потолок которого по экологическим статьям составляет до 500 тысяч рублей, сумма вреда может составлять десятки и сотни миллионов рублей, поясняет Денис Дубовец.
Для предъявления такого ущерба достаточно всего лишь складировать строительные или иные материалы на зеленой зоне и засорять территории отходами, а такие нарушения допускаются каждой второй организацией, полагает эксперт.
Жалоба — основание для проверки?
В соответствии с Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», принятым Государственной Думой от 21.04.2006 №59-ФЗ, жалоба — это просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов, либо прав, свобод или законных интересов других лиц.
Любая жалоба, подаваемая в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, должна подаваться в соответствии с Законом №59-ФЗ. В противном случае обращение не будет принято.
Поступившая жалоба подлежит обязательному рассмотрению. На письменное обращение должны отреагировать в течение 30 дней со дня его регистрации. «По факту представленной жалобы контрольный (надзорный) орган обязан провести проверку. Как правило, такое мероприятие происходит в виде инспекционного визита или выездной проверки», — отмечает Денис Дубовец.
На период действия моратория все плановые проверки приостановлены, а внеплановые проводятся исключительно в соответствии с предусмотренными основаниями. Например, при угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, риске возникновения чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера и по фактам их возникновения.
«В связи с этим при отсутствии предусмотренных оснований по обращениям граждан не проводятся какие-либо мероприятия», — отметил в беседе со «Сферой» генеральный директор юридической компании «Гебель и партнеры» Сергей Гебель.
По основаниям контрольные органы приедут внепланово. Факторы должны быть следующими:
- угроза возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера;
- при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований в отношении объектов чрезвычайно высокого и высокого рисков, на опасных производственных объектах I и II класса опасности, на гидротехнических сооружениях I и II класса, или индикаторов риска, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, или индикаторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера;
- при наступлении события, указанного в программе проверок федерального государственного экологического контроля (надзора).
Возникновение любого из вышеуказанных оснований может быть связано в том числе с нарушением требований законодательства в области охраны окружающей среды.
Порядок проверок
Проверки проходили в соответствии и на основании положения «О федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 №1096. В нем обозначены следующие возможные мероприятия:
- плановые контрольные мероприятия;
- внеплановые контрольные мероприятия;
- контрольные мероприятия на основании программы проверок.
В соответствии с п.14 Положения контрольные органы могут проводить следующие виды плановых контрольных мероприятий:
- инспекционный визит;
- рейдовый осмотр;
- документарная проверка;
- выездная проверка.
Плановые проверки проводятся на основании ежегодно составляемого плана. В него включаются все субъекты хозяйствования, подлежащие проверке в календарном году. Такой план не является тайным, он доступен для общего пользования на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ.
До вступления в силу моратория периодичность проведения проверки того или иного предприятия зависела от категории риска причинения вреда (ущерба) этого субъекта.
В зависимости от присвоенной категории риска периодичность была такой:
- для категории чрезвычайно высокого риска — 1 раз в год;
- для категории высокого риска — 1 раз в два года;
- для категории значительного риска — 1 раз в три года;
- для категории среднего риска — 1 раз в четыре года;
- для категории умеренного риска — 1 раз в пять лет.
«Например, если «предприятие А», относящееся к категории среднего риска проверяли в 2021 году, следующий раз его будут проверять в 2025 году. При планировании следующей проверки «предприятия А» 2021 год и годы, в которых вводился мораторий, будут включаться в проверяемый надзорными органами период», — пояснил Денис Дубовец.
Конечно, привлечь нарушителя к ответственности стало сложнее, а фактов, доказывающих его вину должно быть достаточно много, чтобы надзорный орган оперативно отреагировал. Тем не менее вопросы экологии остаются в приоритете государства и добиться справедливости все еще возможно.
О порядке возмещения экологического вреда и привлечения к административной ответственности за экологические правонарушения — в вебинаре «Ключевые вопросы охраны окружающей среды в обзоре судебной практики Верховного Суда РФ от 24.06.2022».