Мир по принуждению: роль медиации в юриспруденции и бракоразводном процессе

Медиация — навык, способный укрепить доверие и повысить статус адвоката в глазах клиента. Однако в России к услугам медиатора обращаются редко. Основные причины — низкая стоимость судебных процессов и частная неготовность сторон к переговорам. Особенно это заметно в бракоразводных процессах. Осенью министр юстиции Константин Чуйченко представил инициативу о введении обязательной досудебной примирительной процедуры при расторжении брака. Однако в декабре Госдума отклонила законопроект. Артём Швайка, генеральный директор юридической компании «Эклекс», в авторской колонке для «Сферы» объяснил, почему медиация в семейных спорах пока не получает широкого распространения.
Время прочтения: 5 минут

Что такое медиация?

Медиация в юриспруденции — это практика урегулирования споров с участием третьего лица, не заинтересованного в конфликте, известного как медиатор. Он помогает сторонам выработать соглашение, удовлетворяющее обе стороны, без обращения в суд.

Медиатор должен обладать жизненным опытом, техниками и приемами конфликтологии, а также глубокими знаниями психологии. Его цель — помочь сторонам взглянуть на ситуацию по-новому, определить истинные интересы и границы.

Если медиация проходит успешно, то стороны достигают соглашения и избегают судебного разбирательства. Это позволяет снизить нагрузку на судебную систему.

Препятствия для медиаторов

Закон о медиации работает недостаточно эффективно из-за психологических особенностей и менталитета населения. В России юридические услуги относительно недороги и доступны широкому кругу граждан. Поэтому клиенту проще обратиться напрямую к юристу, решая вопросы через него, минуя досудебные переговоры через медиатора.

В России сделать обязательной медиацию по семейным спорам попытались с помощью соответствующего закона еще осенью. К слову, уже в декабре 2024 законопроект снят с рассмотрения Госдумы.

Предполагалось, что супруги, находящиеся в процессе развода, должны будут пройти обязательную процедуру примирения. Также рассматривалась возможность предоставления сторонам квалифицированной социально-психологической помощи, чтобы помочь справиться с эмоциональными трудностями, неизбежными при разводе. Предполагалось, что это может способствовать поиску конструктивных решений спорных вопросов, особенно в ситуациях, связанных с детьми.

Тем не менее, искусственное усложнение процедуры развода, задуманное для снижения нагрузки на суды и сохранения полноты семей, не достигает этих целей. Супруги, решившиеся на расторжение брака, обычно обращаются в суд, уже находясь в испорченных отношениях и зачастую имея нового партнера. Они стремятся как можно быстрее завершить процесс развода, не склоняясь к пересмотру решения. Процент примирений в таких случаях минимален и является скорее исключением.

Возможно, подобные меры могли бы временно снизить нагрузку на суды, поскольку граждане, столкнувшись с новыми правилами, могли бы избегать подачи исков. Однако со временем, разобравшись в процедуре, они всё равно будут обращаться в суд, особенно если одна из сторон уклоняется от диалога. Таким образом, велика вероятность, что нагрузка восстановится в прежнем объеме, а медиация все же не станет эффективным инструментом в таких обстоятельствах.

Рекомендуем

Авторский взгляд

Нотариусы против «отмывки»: как изменились правила заверения медиативных соглашений

С 5 февраля 2025 года вступили в силу законодательные изменения, ограничивающие возможность использования нотариального заверения медиативных соглашений в схемах легализации денежных средств. Новые нормы устранили правовую лазейку, ранее позволяющую вывод наличных под видом возврата займа. О том, как изменилось регулирование и какие последствия это влечет для бизнеса, включая добросовестных предпринимателей, рассказывает Дмитрий Келин, руководитель юридической компании KELIN, в авторской колонке для «Сферы».

Статья

Стандарт для медиаторов: как усилить роль посредников в разрешении споров

Всего 9% споров по интеллектуальным правам заканчивается мировым соглашением. С помощью медиаторов эта цифра могла бы быть значительно больше, а нагрузка на суды меньше, если бы в России активно развивался институт медиации, уверены в профессиональном сообществе. Что предлагается для этого и как может усилить роль посредников единый реестр медиаторов?

Статья

Семейные тайны: как работает медиация в России

Решать семейные споры, не доводя их до судебных разбирательств. Разделить дом без его продажи. Запретить выкладывать в соцсети фото из семейного архива или раскрывать личную информацию. Россияне все чаще стали пользоваться правовым инструментом, который позволяет решать личные проблемы. Главное условие — спорщики должны сами договориться. А помогает им в этом посредник — медиатор. Только потом договоренности заверяет нотариус. О том, зачем идут к медиатору и почему скандалов, доведенных до суда, все же меньше не становится — в материале «Сферы».

Нужно хоть что-то написать