Министр юстиции Российской Федерации Константин Чуйченко отметил, что, несмотря на различия в функциях и полномочиях, министерства юстиции всех стран являются ключевыми правовыми советниками, отвечают за развитие законодательства и формирование норм международного права. В условиях пандемии они должны обеспечить устойчивость традиционных правовых институтов и спрогнозировать будущее новых, принимаемых в период борьбы с COVID-19, юридических мер.
«Мы должны прогнозировать, какие из этих актов будут востребованы после окончания эпидемии и перейдут из пилотного в постоянный режим применения, а какие потребуют оперативной отмены, иначе рискуют навредить нормальному состоянию правовой системы», – объяснил министр.
Кроме того, Константин Чуйченко обратил внимание на необходимость кодификации и унификации подобных мер на международном уровне. По словам Министра юстиции РФ, если этого не сделать, страны могут столкнуться с практикой двойных стандартов: одни и те же акты в ряде государств будут признавать легитимными, а в других – воспринимать как умаление прав и свобод человека.
«Уже сейчас возникает вопрос о совершенствовании действующего международного правового регулирования. Такая работа может быть запущена на одной из профильных международных площадок, как только это позволит сделать обстановка. Итогом должна стать подготовка проекта международного договора. В этом документе на глобальном уровне необходимо урегулировать вопросы обеспечения оперативного обмена информацией, трансграничного перемещения людей в чрезвычайных условиях, оказания помощи наиболее пострадавшим государствам, эффективной координации международных усилий по борьбе с эпидемией и другие вопросы», – резюмировал Константин Чуйченко.
Министр юстиции Республики Сингапур К Шанмугам согласился с необходимостью такого международного документа. По его мнению, сейчас государства должны выработать общий инструмент, который можно будет использовать при возникновении пандемий в будущем.
«Нужно не пытаться извлекать политическую выгоду на международной арене или клеить какие-то политические ярлыки на действия других, а рассмотреть, что из мер работает, что не работает, и оценить передовую практику каждой страны – США, Китая, Японии. А затем постараться сформировать нечто, что будет работать не только в текущей ситуации, но и в будущем», – добавил К Шанмугам.
В свою очередь, Министр юстиции Республики Узбекистан Русланбек Давлетов предложил странам несколько направлений работы в условиях пандемий: обеспечение прав и свобод во время карантина, развитие правовых основ диджитализации, помощь малому и среднему бизнесу. Большое внимание он уделил способам организации общественного обслуживания после карантина.
«Сейчас приостановили работу многие организации, но потребности людей не исчезают: их удовлетворение просто откладывается. Если не принять меры сегодня, завтра будут очереди и коррупция, может начаться новая вспышка пандемии. Нужно срочно менять методы работы: все, что можно перевести в цифровой формат и сделать удаленным, нужно перевести уже в период карантина. Необходимо ввести новый этап предоставления электронных услуг»,– подчеркнул Русланбек Давлетов.
В завершение дискуссии Министр юстиции РФ Константин Чуйченко напомнил присутствующим, что все ограничения, которые сейчас вводят государства, должны производиться на основании четко прописанных процедур для сохранения демократии.